Яо Л.М. Социальная экология

Пособие посвящено проблемам социальной экологии как междисциплинарной области знания. С социологических позиций автор рассматривает вопросы, имеющие глобальный характер и связанные с нарастанием экологических проблем  в мире,  в отдельных странах и регионах.

В пособии представлены необходимые дидактические единицы курса: программа, методические указания, конспекты лекций, хрестоматия наиболее значительных научных работ по социальной экологии, словарь экологических терминов, список литературы.

Рекомендуется студентам вузов, обучающимся по  специальности «государственное и муниципальное управление», изучающим социальную экологию, социологию, экономику, социальную работу, менеджмент.

Электронная версия книги:
Яо Л.М. Социальная экология: учебное пособие. – Казань : Изд-во Казан. гос. технол. ун-та, 2007. – 280 с.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Программа курса «Социальная экология»

Тема 1. Противоречия социально-экологического развития мировой цивилизации
1.1. Современная экологическая ситуация в мире и РФ
1.2. Причины и последствия глобального экологического кризиса
1.3. Человек и экологическая безопасность

Тема 2. Предметная область социальной экологии, ее основные задачи, принципы и функции
2.1. Зарождение социальной экологии, ее объект, предмет и структура
2.2. Основные задачи и принципы социальной экологии
2.3. Функции социальной экологии

Тема 3. Основные положения экологической теории социального развития
3.1. Природа как живая система: биогеохимический круговорот в биосфере
3.2. Основные экологические законы
3.3. Законы социальной экологии

Тема 4. Социальная экология как междисциплинарная наука
4.1. Уровни социально-экологического познания
4.2. Основные подходы к структуре социальной экологии
4.3. Границы действия смежных направлений социальной экологии

Тема 5. Основные социально-экологические теории 20-30 годов XX века
5.1. Классическая концепция «экологии человека» Р.Парка
5.2. Теория концентрических зон Э.Берджеса
5.3. Экология города Л.Вирта и Р.Маккензи
5.4. Теория экологического комплекса О.Дункана и Л.Шнорре

Тема 6. Новая экологическая парадигма
6.1. Новая экологическая парадигма Р.Данлэпа и У Кеттона
6.2. Типы восприятия окружающей среды
6.3. Направления исследований в рамках новой экологической парадигмы

Тема 7. Социально-экологические теории 70-80 годов XX века
7.1. Зарождение инвайроментальной социологии
7.2. Деятельность Римского клуба по решению глобальных экологических проблем
7.3. Сущность концепции «глубокая экология»

Тема 8. Концепция устойчивого развития
8.1. Понятие «устойчивое развитие». Конференция ООН по устойчивому развитию в Рио-де-Жанейро (1992г.)
8.2. Основные направления перехода к устойчивому развитию
8.3. Концепция устойчивого развития в РФ

Тема 9. Особенности применения социологических методов в социально-экологических исследованиях
9.1. Специфика социально-экологических исследований
9.2. Характеристика основных направлений социально-экологического исследований
9.3. Практика проведения конкретных социально-экологических исследований

Тема 10. Экологический мониторинг и его основные аспекты
10.1. Основные задачи экологического мониторинга
10.2. Классификация систем мониторинга
10.3. Критерии оценки качества окружающей среды

Тема 11. Экологическая функция государства
11.1. Понятия «экологическая функция государства», «экологическая политика государства»
11.2. Направления деятельности и механизмы реализации экологической функции государства
11.3. Основные направления современной экологической политики РФ

Тема 12. Экологическое законодательство Российской Федерации
12.1. Понятие, предмет, субъекты экологического права
12.2. Нормы экологического права
12.3. Принципы экологического права
12.4. Становление и развитие экологического права в России

Тема 13. Экономический механизм осуществления экологической политики
13.1. Экологический менеджмент как экономический механизм осуществления экополитики
13.2. Различия между экологическим управлением и экологическим менеджментом
13.3. Система и методы экологического менеджмента

Тема 14. Экологическое сознание современного российского общества
14.1. Понятие, сущность и структура экологического сознания
14.2. Экологическая этика и экологическая культура
14.3. Факторы формирования экологического сознания населения

Тема 15. Экологическое движение в российской федерации
15.1. Характеристика эволюции экологического движения в РФ
15.2. Цели, задачи и методы экологического движения
15.3. Типология экологических организаций

Тема 16. Международное сотрудничество в сфере экологии
16.1. Международное сотрудничество, соглашения в экологической сфере
16.2. Международные встречи на высшем уровне
16.3. Международные экологические организации

Тема 17. Экологические проблемы Республики Татарстан
17.1. Состояние окружающей природной среды в Республике Татарстан
17.2. Экологическая политика в Республике Татарстан
17.3. Состояние экологического сознания населения Республики Татарстан

Введение

Дисциплина «Социальная экология» входит в федеральный компонент естественнонаучных и социально-экономических дисциплин, читается для студентов очно-заочной форм обучения. Рабочая программа курса составлена с учетом государственного образовательного стандарта.  Акцент программы сделан на самостоятельную работу студентов, на использование активных методов обучения.

Современная цивилизация столкнулась с разрастающимся эколого-социальным кризисом, преодоление которого требует пересмотра незыблемых ранее положений в экономической, социальной, экологической и этической сферах. «Социальная экология» как новая дисциплина появилась в ответ на необходимость смены парадигм общественного развития, формирования экологического мышления. В начале XXI столетия вновь возникла потребность в понимании того, что человек является не покорителем, хозяином природы, а лишь ее частью, представляет собой только один из видов живых существ, каждый из которых имеет свою природную целесообразность, значимость и неотъемлемое право на жизнь.

Цель преподавания дисциплины «Социальная экология» студентам специальности «Государственное и муниципальное управление» – показать, как экологическая ситуация, формируемая хозяйственной деятельностью человека, отражается на социальных процессах, на здоровье, на демографии; как улучшить экологическую ситуацию в регионе; как снизить антропогенное давление на природу; как разрешать социально-экологические конфликты в обществе.

Социальная экология – это наука о развитии и функционировании социальных общностей, социальных структур и институтов в условиях воздействия на их жизнедеятельность экологических факторов антропогенного характера, приводящих к социально-экологической напряженности и конфликтам, а также о механизмах их разрешения. Для достижения такого осознания взаимоотношения человека и природы необходимо при изучении курса «Социальная экология» поставить следующие задачи:

– научить студентов понимать проблемы и процессы, возникающие под влиянием экологических факторов антропогенного характера в сфере непосредственного жизнеобеспечения людей;

– показать зависимость между уровнем антропогенного давления в стране, регионе и качеством жизни населения;

– раскрыть механизмы государственного регулирования экологической сферы: экологического законодательства, экологической инфраструктуры, социально-экологических институтов;

– научить принимать взвешенные управленческие решения, снижающие экологическую напряженность, разрешающие социально-экологические конфликты.

Студент, изучивший дисциплину «Социальная экология», должен знать:

– социально-экологические законы, возникающие под влиянием углубляющегося экологического кризиса;

– последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей природной среды;

– основные законы в природоохранной сфере, структуру органов государственной власти, полномочия федеральных, региональных и муниципальных образований;

– элементы экологической культуры общества, экологическую сферу общественно-политических движений, международные экологические стандарты, взаимосвязь экологии и качества жизни населения.

В результате изучения дисциплины «Социальная экология» студенты должны уметь:

– регулировать социально-экологические проблемы, предвидеть социальные последствия принимаемых управленческих решений;

– устанавливать причинно-следственные связи между экологическими и социальными процессами, следовать «экологическому императиву» в практической деятельности и принципу коэволюции, т.е. развитию человеческой цивилизации согласно законам биосферы;

– разрешать локальные социально-экологические конфликты, соблюдать баланс экономических и экологических интересов различных групп.

Добавить комментарий