Рассашко И.В. и др. Общая экология: тексты лекций, 2010

В конспекте лекций приведены основные положения общей экологии. Освещены учения о биосфере, экологии сообществ, факториальной и демэкологии. Рассмотрены антропогенные воздействия на биосферу и проблемы охраны окружающей среды.

Тексты лекций ориентированы на студентов специальности  «Геоэкология», «Лесное хозяйство», «Биология» и других.

Электронная версия книги:
Общая экология: тексты лекций для студентов специальности 1-33 01 02 «Геоэкология» / И. Ф. Рассашко, О. В. Ковалева, А. В. Крук; М-во образования РБ, Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины. – Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2010. – 252 с.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ ЭКОЛОГИЯ И ЕЕ ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ
Лекция 1. Предмет, задачи, цели, содержание экологии
1.1. Предмет и задачи дисциплины
1.2. Связь экологии с другими науками
1.3. Разделы и направления экологии
Лекция 2. Среда обитания, экологические факторы и общие закономерности их действия
2.1. Понятие о среде обитания и условиях существования, характеристика сред жизни
2.2. Экологические факторы и закономерности их действия
2.3. закон минимума, закон толерантности
2.4. Взаимодействие факторов
Лекция 3. Классификация экологических факторов
3.1. Абиотические факторы
3.2. Биотические факторы
3.3. Антропические факторы
Лекция 4. Основные экологические законы, правила и закономерности
4.1. Общие экологические законы
4.2. Экологические правила, принципы и закономерности
Лекция 5. Жизненные формы и экологические группы растений и животных
5.1. Понятие о жизненных формах
5.2. Жизненные формы растений и животных
5.3. Экологические группы организмов
Лекция 6. Биологические ритмы
6.1. Понятие о биологических ритмах
6.2. Связь с абиотическими и биотическими экологическими факторами
Лекция 7. Учение о популяциях
7.1. Понятие о популяции, популяция как структурная единица вида, элемент биоценоза
7.2. Экологические характеристики популяции
7.3. Динамика популяций, регуляция численности популяций

РАЗДЕЛ 2. ОРГАНИЗАЦИЯ БИОСФЕРЫ
Лекция 8. Биоценозы, экосистемы, их структура и функционирование
8.1. Понятия о биоценозе, экосистеме и биогеоценозе; трофическая структура биоценозов
8.2. Пищевые цепи, трофические уровни
8.3. Экологические пирамиды
Лекция 9. Важнейшие характеристики биоценозов, экосистем (биогеоценозов)
9.1. Видовая и пространственная структура
9.2. Экологическая ниша
9.3. Динамика и стабильность, экологическая сукцессия, способность к саморегуляции
Лекция 10. Типы экосистем
10.1. Классификация экосистем
10.2. Естественные и искусственные экосистемы
Лекция 11. Учение о биосфере
11.1. Общее представление о биосфере
11.2. Границы биосферы
11.3. Характеристика и функции живого вещества
11.4. Принципы, положенные в основу учения о биосфере
Лекция 12. Биологический круговорот, круговорот азота, кислорода, углерода
12.1. Понятие о биологическом круговороте
12.2. Круговорот азота, кислорода, углерода
Лекция 13. Продуктивность, эволюция и охрана биосферы
13.1. Продуктивность биосферы
13.2. Валовая и чистая первичная продукция
13.3. Эволюция и охрана биосферы

РАЗДЕЛ 3. ПРИКЛАДНАЯ ЭКОЛОГИЯ
Лекция 14. Природные ресурсы и их классификация
14.1. Понятие о природных ресурсах
14.2. Классификация природных ресурсов
Лекция 15. Экология гидросферы
15.1. Состав гидросферы и круговорот воды
15.2. Значение гидросферы
Лекция 16. Литосфера, экология почв
16.1. Земельный фонд планеты, почвенные ресурсы
16.2. Неблагоприятные последствия использования земельных ресурсов
16.3. Рациональное использование земель, их мелиорация
Лекция 17. Экология атмосферы
17.1. Строение, функции и газовый состав атмосферы
17.2. Процессы, происходящие в атмосфере
17.3. Погода как определенное состояние атмосферы
Лекция 18. Климат, его классификация, глобальные экологические изменения климата
18.1. Понятие о климате, компоненты климатической системы
18.2. Классификация климата
18.3. Изменения климата под влиянием «парникового эффекта», его причины и последствия
18.4. Изменения климата Беларуси, мероприятия по смягчению воздействия на климат
Лекция 19. Минеральные ресурсы, их использование
19.1. Минеральные ресурсы и их использование
19.2. Энергетика. Современные проблемы
19.3. Основы энергосбережения
Лекция 20. Биологические ресурсы, их охрана
20.1. Биоресурсы, их компоненты, роль и охрана биоресурсов
20.2. Понятие о биоразнообразии, его сохранение и использование
20.3. Особо охраняемые природные территории и объекты, особо охраняемые территории и объекты Беларуси
20.4. Красная книга
Лекция 21. Загрязнение окружающей среды
21.1. Понятие о загрязнении, классификация, типы и источники загрязнений
21.2. Загрязнение атмосферы
21.3. Загрязнение водных ресурсов, методы очистки сточных вод
21.4. Отходы как составляющая техногенного воздействия на окружающую среду
21.5. Охрана окружающей среды
Лекция 22. Урбанизация, экологические аспекты городских экосистем
22.1. Понятие об урбанизации
22.2. Характерные особенности урбанизированной территории
22.3. Оптимизация городской среды
Лекция 23. Экологические проблемы Беларуси
23.1. Общие экологические проблемы Беларуси
23.2. Региональные проблемы. Экологические проблемы мелиорации земель в Полесье
23.3. Радиоактивное загрязнение окружающей среды. Радиационная безопасность
Лекция 24. Экологическая безопасность и экологическое нормирование
24.1. Понятие об экологической безопасности, причины экологической опасности
24.2. Экологические кризисы и их последствия
24.3. Мероприятия, направленные на сохранение и улучшение среды обитания, обеспечение экологической безопасности
24.4. Экологическое нормирование, система нормативно-технического обеспечения
Лекция 25. Качество среды. Биоиндикация
25.1. Понятие о качестве среды
25.2. Биоиндикация, ее сущность, практическое использование
Лекция 26. Экономическое развитие и экологический фактор
26.1 Социально-экономическое развитие общества, смена техногенного типа на устойчивый тип развития
26.2. Понятие об устойчивом развитии, его направления
26.3. Параметры устойчивого развития
Лекция 27. Международная деятельность по охране окружающей среды
27.1. Международные документы по охране окружающей среды
27.2. Понятие о мониторинге, его ступени
27.3. Глобальный и национальный мониторинг
Лекция 28. Основы правового механизма, система и принципы экологического законодательства
28.1. Понятие и значение правовой охраны природы
28.2. Природоохранное законодательство в Республике Беларусь, организация государственного управления природопользованием
28.3. Национальная система мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь

Список использованных источников

Введение

Человек и природа образуют непрерывное, жизненное единство. Природа является нашим общим домом. Как окружающая среда – естественное условие существования человека, так и умение познавать законы природы и правильно их использовать – источник неисчерпаемости ее ресурсов. В силах человека сделать все, чтобы такое взаимоотношение осуществлялось в разумных пропорциях. Чрезвычайно важно это теперь, когда человек особенно активно воздействует на окружающую среду. Еще в 1926 г. академик В. И. Вернадский писал, что «… с человеком, несомненно, появилась новая огромная геологическая сила на поверхности нашей планеты». Если не принимать своевременных, эффективных мер, можно нанести непоправимый вред природе, а, значит, и человеку. Человечество находится на том рубеже, когда идти в природу с закрытыми глазами – значит продолжать делать новые просчеты, новые ошибки, за которые должны будут рассчитываться и настоящие и будущие поколения. Нередки случаи небрежного, невежественного отношения к природе. Люди, порой хорошо усвоившие свои права и нормы поведения в обществе, часто забывают о своих обязанностях. Уважительное, заботливое отношение к природе, ко всему живому на Земле должно стать личным убеждением, нормой поведения каждого человека. Соблюдение существующих правил и норм по отношению к природе – непреложное условие повседневной жизни и элементарная гражданская обязанность каждого человека. В свете отмеченных положений, наряду с принятием организационно-дисциплинирующих мер по сохранению и улучшению природных богатств, окружающей среды, необходимо помочь всем слоям населения понять основные экологические принципы, законы, вытекающие из взаимодействия организмов со средой. Экологическое образование наряду с наукой должно стать самым приоритетным механизмом решения глобальных проблем цивилизации и перехода к устойчивому развитию. Экологическая грамотность является одним из путей формирования экологической культуры. Издание настоящих текстов лекций, их использование в учебном процессе должно способствовать этому.

Первая часть текстов лекций охватывает общие вопросы экологии и основные принципы организации экосистем как целостных биокосных образований. В ней приводится материал по разделам: факториальная экология, популяции, биоценозы, экосистемы, учение о биосфере. Освещаются методологические основы изучения, структура и динамика природных популяций, сообществ, экосистем. Приводятся жизненные формы и экологические группы организмов, охарактеризованы их адаптивные особенности и возможности. Во второй части рассматриваются наиболее актуальные вопросы прикладной экологии. В текстах лекций содержится объяснение значений и происхождения многих терминов, относящихся к разным разделам экологии и активно употребляемых в настоящее время экологической наукой. Приведены примеры, с помощью которых раскрываются взаимосвязи между структурными составляющими экосистем различных уровней. Даны важные экологические законы, правила, принципы.

Экология относится к числу динамично развивающихся дисциплин. При преподавании данного курса студенты знакомятся с новыми направлениями, углубляют знания в уже известных областях. В текстах лекций конкретизирован ряд подходов в трактовке важных экологических проблем. Сейчас, когда происходят изменения среды общепланетарного масштаба, экологические проблемы приобретают первостепенное значение, что и отражено в текстах лекций. Рассмотрены причины и следствия экологических проблем. Показано, что резкое увеличение уровня антропогенной нагрузки на экосистемы, биосферу требуют разработки стратегии управления природными ресурсами, экологическим состоянием окружающей среды.

Дисциплины «Общая экология», «Основы экологии» изучают студенты разных специальностей. Вместе с тем, обеспечение их необходимыми учебными изданиями не является достаточным, что послужило основанием для подготовки настоящих текстов лекций.

Тексты лекций адресованы студентам специальности 1-33 01 02 «Геоэкология». Они также могут быть использованы студентами специальностей «Лесное хозяйство», «Биология» и других.

Список использованных источников

  1. Богдановский, Г. А. Химическая экология / Г. А. Богдановский. – М. : Изд-во МГУ, 1994. – 237 с.
  2. Вронский, В. А. Экология / В. А. Вронский. – Ростов-н/Д. : Феникс, 2002. – 576 с.
  3. Захаровская, Н. Н. Метеорология и климатология: учеб. пособие для вузов / Н. Н. Захаровская, В. В. Ильинич. – М. : Колос, 2005. – 127 с.
  4. Киселев, В. Н. Основы экологии / В. Н. Киселев. – Мн. : Изд. «Універсітэцкае», 2002. – 383 с.
  5. Коробкин, В. И. Экология / В. И. Коробкин, Л. В. Передельский. – Ростов-н/Д. : Феникс, 2000. – 576 с.
  6. Красная книга Республики Беларусь: Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды дикорастущих растений / под ред. Л. И. Хоружик [и др.]. – Мн. : БелЭн, 2005. – 456 с.
  7. Красная книга Республики Беларусь: Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды диких животных / под ред. Л. И. Хоружик, Л. М. Сущеня, В. И. Парфенов. – Мн. : БелЭн, 2004. – 320 с.
  8. Маврищев, В. В. Основы общей экологии / В. В. Маврищев. – Мн. : Выш. шк., 2003. – 305 с.
  9. Национальная стратегия и план действий по сохранению и устойчивому использованию биологического разнообразия Республики Беларусь / Ред. колл. Минприроды Республики Беларусь : И. В. Войтов, В. М. Подоляко, А. А. Матесович [и др.]. – Мн. : Центр «Конкордия», 1997. – 45 с.
  10. Новиков, Ю. В. Экология, окружающая среда и человек / Ю. В. Новиков. – М. : Торговый дом «Пранд», 1998. – 317 с.
  11. Общая и прикладная экология / под ред. Е. В. Кашевской. – Мн. : Дизайн ПРО, 2003. – 192 с.
  12. Одум, Ю. Экология : в 2 т. / Ю. Одум. – М. : Мир, 1986. – Т. 1. – 328 с., Т. 2. – 376 с.
  13. Окружающая среда: энциклопедический словарь-справочник. – М. : Прогресс, 1993. – 640 с.
  14. Основы экологии : учеб.-мет. комплекс для студ. небиолог. спец. / И. Ф. Рассашко [и др.]. – Гомель : УО «ГГУ имени Ф. Скорины», 2005. – 220 с.
  15. Радкевич, В. А. Экология / В. А. Радкевич. – Мн. : Выш. школа, 1997. – 158 с.
  16. Рассашко, И. Ф. Экология и рациональное природопользование / И. Ф. Рассашко, В. И. Толкачев. – Гомель : Изд. ГГУ им. Ф. Скорины, 2003. – 203 с.
  17. Реймерс, Н. Ф. Экология (теория, законы, правила, принципы и гипотезы) / Н. Ф. Реймерс. – М., 1994. – 367 с.
  18. Реймерс, Н. Ф. Охрана природы и окружающей человека среды: словарь-справочник / Н. Ф. Реймерс. – М. : Просвещение, 1992. – 320 с.
  19. Реймерс, Н. Ф. Природопользование: словарь-справочник / Н. Ф. Реймерс. – М. : Мысль, 1990. – 637 с.
  20. Словарь-справочник по экологии / под ред. К. М. Сытник [и др.] – К. : Наукова думка, 1994. – 666 с.
  21. Состояние природной среды Беларуси. Экологический бюллетень 2007 / под общ. ред. В. Ф. Логитова. – Мн. : Минсктиппроект, 2008. – 375 с.
  22. Степановских, А. С. Экология : учебник для вузов / А. С. Степановских. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 703 с.
  23. Трацевская, Е. Ю. Сборник задач и упражнений по дисциплине «Инженерная геология и охрана окружающей среды» / Е. Ю. Трацевская. – Гомель, 1995.
  24. Чернова, Н. М. Экология / Н. М. Чернова, А. М. Белова. – М. : Просвещение, 1988. – 272 с.
  25. Чумаков, Л. С. Экология для всех / Л. С. Чумаков. – Мн. : Белорусская наука, 2000. – 288 с.
  26. Экалагічны слоўнік – Экологический словарь / под ред. Н. М. Крючковой. – Мн. : Народная асвета, 1993. – 224 с.