Подопригора М.Г., Тытарь А.Д. Теория организации и организационное поведение, 2014

Учебное пособие по дисциплине «Теория организации и организационное поведение» для магистрантов направления «Менеджмент». Пособие направлено на освоение студентами теоретико-методологической базы организационных систем управления и основ организационного поведения в целях повышения эффективности управленческой деятельности и применения полученных знаний на практике в современной компании.

Пособие является электронной версией следующего издания:
Подопригора М.Г., Тытарь А.Д. Теория организации и организационное поведение: учебное пособие для магистрантов. – Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2014. – 264 с.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

1. Понятие и сущность теории организации и организационного поведения
1.1. Теория организации как научная дисциплина
1.2. Организационное поведение как научная дисциплина
1.3. Взаимосвязь теории организации и организационного поведения
Вопросы для обсуждения по теме «Понятие и сущность теории организации и организационного поведения»

2. Организация как объект управления
2.1. Понятие и типы организаций
2.2. Основные подходы к изучению организаций
2.3. Организация как система. Внешняя и внутренняя среда
2.4. Организационная структура управления
2.5. Современный подход к управлению организацией
Вопросы для обсуждения по теме «Организация как объект управления»
Практические упражнения к теме «Организация как объект управления»

3. Организационная культура
3.1. Понятие и источники организационной культуры
3.2. Функции организационной культуры
3.3. Области проявления организационной культуры
3.4. Типы организационной культуры
3.5. Организационные субкультуры
3.6. Формирование организационной культуры
3.7. Подходы к управлению организационной культурой
3.8. Факторы, влияющие на возможность изменения организационной культуры
Вопросы для обсуждения по теме «Организационная культура»
Практические упражнения к теме «Организационная культура»:
1. Упражнение «Культура корпоративных мероприятий»
2. Упражнение «Внедрение командных ценностей в корпоративную культуру компании»
3. Упражнение «Построение профиля корпоративной культуры»
Кейсы по теме «Организационная культура»:
1. Кейс «Организационная культура компании LEVI STRAUSS»
2. Кейс «Новый сотрудник в компании «Спейс»
3. Кейс ‛Красный Октябрь“ — российские традиции качества»
4. Кейс «Заветная формула успеха»

4. Управление организационными изменениями
4.1. Сущность организационных изменений
4.2. Препятствия изменениям
4.3. Преодоление препятствий изменениям
Вопросы для обсуждения по теме «Управление организационными изменениями»
Анализ конкретных ситуаций по теме «Управление организационными изменениями»
Тесты по теме «Управление организационными изменениями»:
1. Тест «Готовы ли вы к нововведениям?»

5. Личность и теории поведения личности
5.1. Основы представления о личности
5.2. Основные теории поведения личности
5.3. Классификация личности
Вопросы для обсуждения по теме «Личность и теории поведения личности»
Практические упражнения к теме «Личность и теории поведения личности»:
1. Упражнение «Тест на определение типа личности (тип А – тип В)»
2. Упражнение «Предприниматель/менеджер/специалист»
3. Упражнение «Моё место в жизни».
Анализ конкретных ситуаций по теме «Личность и теории поведения личности»
Кейсы по теме «Личность и теории поведения личности»:
1. Мини-кейс «От эффективности работы торгового представителя зависит многое»
2. Кейс «Найти свое место в жизни – сложная задача»
Тесты по теме «Личность и теории поведения личности»:
1. Тест «Ваш характер и модель поведения в социуме»
2. Тест «Как определить направленность личности в работе»
3. Тест «Начальник или подчиненный»
4. Тест «Сколь велики ваши творческие способности»
5. Тест «Ваш психологический возраст»
6. Тест «Социотип» (В.Мигель, А Овчаров)

6. Мотивация персонала
6.1. Мотивация: основные понятия
6.2. Теории мотивации
Вопросы для обсуждения по теме «Мотивация персонала»
Практические упражнения по теме «Мотивация персонала»:
1. Задание «Удовлетворенность/неудовлетворенность»
2. Задание «Мотивация сотрудников»
3. Задание «Подбор мотиваторов на основе анализа ведущих потребностей сотрудника»
4. Задание «Самооценка опыта формирования суждений о справедливости»
Анализ конкретных ситуаций по теме «Мотивация персонала»
Кейсы по теме «Мотивация персонала»:
1. Мини-кейс «Мотивация: кросс-культурные особенности»
2. Кейс «Как правильно мотивировать сотрудников»
Тесты по теме «Мотивация персонала»:
1. Тест «Степень мотивации личности к успеху»
2. Тест Юмористических Фраз (А.Г. Шмелев, В.С. Бабина)
3. Методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич)
4. Тест «Шкала оценки мотивации одобрения»

7. Карьера в жизни человека
7.1. Понятие и основные этапы карьеры
7.2. Успех карьеры
Вопросы для обсуждения по теме «Карьера в жизни человека»
Практические упражнения к теме «Карьера в жизни человека»:
1. Упражнение «Планирование карьеры»
Кейсы по теме «Карьера в жизни человека»:
1. Кейс «Как преуспеть в бизнесе»
Тесты по теме «Карьера в жизни человека»:
1. Тест «Ваше отношение к карьере»
2. Тест «Ваши сильные стороны»
3. Тест «Ключик к шефу»
4. Тест «Стремление к успеху и страх неудачи»
5. Тест «Насколько вы честолюбивы» (тест для женщин)

8. Управление стрессом
8.1. Понятие и источники стресса
8.2. Последствия стресса
8.3. Модель стресса
8.4. Методики управления стрессом
Вопросы для обсуждения по теме «Управление стрессом»
Практические упражнения к теме «Управление стрессом»:
1. Упражнение «Изменения в жизни человека как причина стресса»
Кейсы по теме «Управление стрессом»:
1. Кейс «Работники компании GENERAL MOTORS (GM) вышли на забастовку с требованиями: «МЕНЬШЕ РАБОТЫ — МЕНЬШЕ ДЕНЕГ»
2. Кейс «Компания «Цитадель»
Тесты по теме «Управление стрессом»:
1. Тест «Ваша психическая устойчивость»
2. Тест «Воздействуют ли на вас повседневные неприятности»
3. Тест «Угрожает ли вам нервный срыв»
Рекомендации психологического характера по управлению стрессом:
Как помочь себе в острой стрессовой ситуации
Антистрессовая релаксация (рекомендована Всемирной организацией здравоохранения)
Прогрессивная мышечная релаксация Е. Джекобсона

9. Формирование группового поведения в организации
9.1. Понятие группы
9.2. Типы групп и их структура
9.3. Общие характеристики групп
9.4. Факторы, влияющие на создание групп
9.5. Групповая динамика
Вопросы для обсуждения по теме «Формирование группового поведения в организации»
Практические упражнения по теме «Формирование группового поведения в организации»:
1. Практическое упражнение «Кораблекрушение на Луне»
2. Разбор ситуации «Доведение результатов негативной оценки до исполнителя»
3. Упражнение «Распределение ролей в команде»
4. Упражнение «Соционика»
Разбор конкретных ситуаций по теме «Формирование группового поведения в организации»
Кейсы по теме «Формирование группового поведения в организации»:
1. Кейс «Как можно выполнить план»
2. Кейс «Техникум в Сретенске»
3. Кейс «Музыкальный квартет»
4. Кейс «Формирование временной рабочей группы»
Деловая игра «Распределение ролей»
Тесты по теме «Формирование группового поведения в организации»:
1. Тест «Геометрическая картина мира. Умеете ли вы работать в коллективе»
2. Тест «Привлекательность группы»
3. Тест «Коммуникативность и адаптация работника в коллективе»
4. Тест «Авторитет работника в коллективе»
Игры-тренинги по теме «Формирование группового поведения в организации»:
1. Упражнение «Охотники и утки» (социометрия)
2. Упражнение «Командное взаимодействие»
3. Упражнение «Проблемные люди»
4. Упражнение «Идеальная команда»

10. Лидерство и власть
10.1. Сущность понятия лидерства и основные подходы к его изучению
10.2. Теории личностных качеств лидера
10.3. Поведенческие теории лидерства
10.4. Процессный подход к изучению лидерства
10.5. Ситуационные теории лидерства
10.6. Взаимосвязь понятий «лидерство» и «власть»
10.7. Понятие и основы власти
10.8. Тактические способы власти
Вопросы для обсуждения по теме «Лидерство и власть»
Практические упражнения по теме «Лидерство и власть»:
1. Задание «Личностные качества эффективного руководителя»
2. Упражнение «Стиль руководства»
3. Упражнение «Типы принятия управленческих решений»
4. Упражнение «Качества руководителя»
5. Упражнение «Укрепление группового единства»
6. Упражнение «Методы влияния»
Анализ конкретных ситуаций по теме «Лидерство и власть»
Кейсы по теме «Лидерство и власть»:
1. Кейс «Два взгляда на лидерство»
2. Кейс «Г. Форд в сравнении с А.П. Слоуном-мл.»
Тесты по теме «Лидерство и власть»:
1. Тест «Лидер»
2. Тест «Есть ли у вас задатки лидера?»
Игры-тренинги по теме «Лидерство и власть»:
1. Упражнение «Кто я?»
2. Упражнение «Разбивка «от лидера»
3. Упражнение «Игры-головоломки»
4. Упражнение «Действуй по инструкции»
5. Упражнение «Правда или ложь?»

11. Конфликты
11.1. Понятие конфликта и его природа
11.2. Основные этапы процесса конфликта
11.3. Причины возникновения конфликтов
11.4. Стратегии поведения в конфликте
Вопросы для обсуждения по теме «Конфликты»
Практические упражнения по теме «Конфликты»:
1. Задание «Оценка конфликтной ситуации»
Кейсы по теме «Конфликты»:
1. Мини-кейс «Я выиграл – ты проиграл»
2. Кейс «Проблемы компании ‛Гранит“»
Деловая игра «В коллектив пришел новичок»
Тесты по теме «Конфликты»:
1. Тест «Ваш боевой дух»
2. Тест «Ваша склонность к конфликтам»
Игры-тренинги по теме «Конфликты»:
1. Упражнение «Уверенность — неуверенность — агрессия»
2. Упражнение «Дилемма узника»
3. Упражнение «Поведение в конфликтной ситуации»

Библиографический список используемых источников

Введение

Курс «Теория организации и организационное поведение» для магистрантов направлен на формирование процессно-ролевого мышления менеджеров организации. Преобладающий в настоящее время структурно функциональный подход в менеджменте приемлем при стационарных устойчивых процессах в социальной среде и на рынке товаров и услуг. В настоящее время при существующей ситуации в России и необходимости инновационного подхода в управлении организацией на первое место выходит гибкость в реакциях на ситуацию  и повышение инициативности всех уровней  сотрудников организации.

Потенциал организации в настоящее время определяется не только материальными и финансовыми ресурсами, но и личным потенциалом персонала. Раскрытие личного потенциала персонала организации путём управления её организационной культурой значительно повышает эффективность организации в достижении поставленной ею целей.

Поскольку организация – это  сообщество взаимодействующих людей для достижения общих целей, то в курсе «Теория организации и организационное поведение» уделено внимание как строительству самой организационной структуры, так и формам и  влиянию личных поведенческих мотивов во взаимодействии людей в этих организационных формах.

Задачами изучения дисциплины «Теория организации и организационное поведение» являются:

— приобретение студентами навыков аналитического и эмпирического исследования организации;

— выработка целостного представления о различных аспектах строения и функционирования организации на всех ее уровнях;

— получение знаний психолого-управленческого диапазона, необходимо и достаточно обеспечивающих системный анализ управленческой деятельности, организационных и содержательных параметров управления;

— изучение особенностей поведения людей в различных возникающих в процессе труда ситуациях;

— умение предвидеть поведение индивидов и групп в организации, основанное на профессиональных знаниях и интуиции менеджера;

— овладение навыками управления поведением людей в процессе работы и поиск путей повышения эффективности их деятельности.

Учебное пособие состоит из 11 глав, каждая из которых посвящена изучению одного из важнейших компонентов социальной сферы жизнедеятельности человечества.

Библиографический список используемых источников

  1. Аверченко Л. К., Залесов Г.М., Мокшанцев P.M. и др. Психология управления: Курс лекций. — М.: ИНФРА-М, 2000.
  2. Акулов В.Б. Теория экономической организации : учеб. пособие / В.Б. Акулов. — М. : ФлИнта : НОУ ВПО «МПСИ», 2012.
  3. Акулов В.Б., Рудаков М.Н. Теория организации: Учебное пособие. Петрозаводск: ПетрГУ, 2002.
  4. Алиев В.Г., Дохолян СВ. Организационное поведение: Учеб. пособие. — Махачкала: ИПЦ Даггосуниверситета, 1998.
  5. Алиев, В.Г. Теория организации: учебник / В.Г. Алиев. — М.: Экономика, 2010.
  6. Балашов, А.П. Теория организации: Учебное пособие / А.П. Балашов. — М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2013.
  7. Бардиер Г.Л. Бизнес-психология. – М.: Генезис, 2002.
  8. Баринов В.А. Организационное проектирование.  Учебник / В.А. Баринов. –  М.: ИНФРА-М, 2010.
  9. Вагин И.О. Мастер-класс. Тренинги  / Игорь Вагин, Павла Рапинская. – М.: АСТ: Астрель: Транизиткнига, 2005.
  10. Виханский О.С., Наумов A.M. Пособие для преподавателей. Обучение менеджменту (человек — стратегия — организация). — М.: Школа управления МГУ, 1994.
  11. Гибсон Дж. Организации: поведение, структура, процессы. — М.: ИНФРА-М, 2000.
  12. Громкова М. Т. Организационное поведение: Учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.
  13. Громова О.Н. Конфликтология: Курс лекций. — М.: ЭКСМО, 2000.
  14. Джордж Дж.М., Джоунс Г.Р. Организационное поведение. Основы управления: Учеб. пособие для вузов: Пер. с англ. / Под ред. проф. Е.А. Климова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
  15. Дилтс Р. Коучинг с помощью НЛП. – СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2004. 256 с.
  16. Зайцев Л.Т., Соколова М.И. Организационное поведение: Учебник. – М.: ЭКОНОМИСТЪ, 2005.
  17. Законы успеха: Сборник: Пер. с англ. Н. Каныкина. — М.: Агентство «ФАИР», 1998.
  18. Згонник Л.В. Организационное поведение: учебник для вузов. – М.: Дашков и К, 2010.
  19. Игра в тренинге. Возможности делового взаимодействия / Под ред. Е.А. Левановой. – СПб.: Питер, 2006.
  20. Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. М.: Эксмо, 2007.
  21. Карнаух И.И. Практическая психология управления. – Ростов-на-Дону, 2010.
  22. Карташова Л.В. Организационное поведение: Учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М, 2006. — 157 с. — (Учебники для программы МВА).
  23. Карташова Л.В., Никонова Т.В., Соломанидина Т.О. Организационное поведение: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2009.
  24. Кашницкий С.Е. Руководство по практической соционике. –М., 2003.
  25. Королева З. «Говорящий» рисунок: 100 графических тестов. — Екатеринбург: У-Фактория, 2004.
  26. Корпоративная культура делового общения: Главные правила общения и поведения в современном обществе / Авт.-сост. И.Н. Кузнецов. – М.: АСТ; Минск: Харвест, 2005.
  27. Красовский Ю.Д. Организационное поведение: Учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ, 2000.
  28. Кристофер Э., Смит Л. Тренинг лидерства. — СПб.: Питер, 2002.
  29. Лапыгин, Ю.Н. Теория организации и организационное поведение: Учебное пособие / Ю.Н. Лапыгин. — М.: ИНФРА-М, 2013.
  30. Латфуллин Г., Никитин А., Серебренников С. Теория менеджмента: Учебник для вузов. 2-е изд. Стандарт третьего поколения. – СПб.: Питер, 2014.
  31. Леонов И.Г. Познай себя и других. — М.: ИВЦ «Маркетинг», 1996.
  32. Литвинцева Н.А. Подбор и проверка персонала. — М.: Управление персоналом, 1997.
  33. Лютенс Ф. Организационное поведение: Пер. с англ. — М.: ИНФРА-М, 1999.
  34. Макарченко М.А. Теория организации и организационное поведение: Учеб. пособие. – СПб.: СПбГУНиПТ, 2008.
  35. Маслова Е.Л. Теория менеджмента: Практикум для баклавров. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2014.
  36. Мескон М., Альберт М, Хедоури Ф. Основы менеджмента. /Пер. с англ. – М: Дело ЛТД, 2000.
  37. Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник. – 5 изд. перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2006.
  38. Молл Е.Г. Организационное поведение: Учеб. пособие. — М.: Финансы и статистика, 2000.
  39. Одегов Ю.Г., Руденко Г.Г. и др. Мотивация персонала: учебное пособие. Практические задания (практикум). – М.: Альфа-Пресс, 2010.
  40. Организационное поведение: учебник для вузов / ред. Г. Р. Латфуллин, О. Н. Громова. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб. : Питер, 2009.
  41. Организационно-экономическая психология: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. – Минск: Харвест, 2004.
  42. Подопригора М.Г. Организационное поведение. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2008.
  43. Преображенская Н.А. Потенциал вашей личности. – Екатеринбург: У-Фактория, 2005.
  44. Психодиагностика личности. Теория и практика. Том 1. Электронное издание: «Softbook», «Равновесие-медиа».
  45. Пузиков В.Г. Технология ведения тренинга. – СПб.: Изд.- «Речь», 2007.
  46. Резник С.Д. Организационное поведение: Учебник.— Пенза: ПГУАС, 2005.
  47. Резник С.Д., Игошина И.А. Организационное поведение (практикум: деловые игры, тесты, конкретные ситуации): Учеб. пособие / С.Д. Резник, И.А. Игошина; под ред. д-ра экон. наук, проф. С.Д. Резника. – М.: ИНФРА-М, 2006.
  48. Резник С.Д., Игошина И.А., Кухарев К.М. Управление персоналом (Практикум: деловые игры, тесты, конкретные ситуации): Учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М, 2002.
  49. Репникова В.М., Конакова Л.В. Рабочая программа по дисциплине «Теория организации». М.: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ, 2012.
  50. Социальная психология группы: процессы, решения, действия / Р. Бэрон, Н. Керр, Н. Миллер. – СПб.: Питер, 2003.
  51. Столяренко Психология управления. Л.Д. 4-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
  52. Теория организации и организационное поведение: Учеб. пособие. СПб.:  СПбГУНиПТ, 2008.
  53. Теория организации: учебник для бакалавров. / Ю.В. Кузнецов, Е.В. Мелякова. – М.: Издательсьво Юрайт, 2012.
  54. Тытарь А.Д. Профессиональная самореализация в учебном процессе. Учебно-методическое пособие. – Таганрог. Изд-во ЮФУ, 2012. – 58 с.
  55. Тытарь А.Д., Тытарь Е.Т., Ершов В.И. Электронное учебное пособие «Электрофизиологические методы исследования психологических характеристик студентов при формировании индивидуальной траектории обучения» для курсового и дипломного проектирования студентов специальности 080200.62  « Менеджмент», Таганрог, 2012.
  56. Урбанович А.А. Психология управления: Учебное пособие. – Минск: Харвест, 2005.
  57. Шейнов В.П. Как управлять другими. Как управлять собой: (Искусство менеджера). – 2-е изд., доп. – Минск: Амалфея, 1997.
  58. Шеметов П.В., Петухова С.В. Теория организации: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации». – М.: Изд-во «Омега-Л», 2008.
  59. Якубовская Т.С. Соционика: как разобраться в себе и в других. – М., 2003.