Непомнящий Е.Г. Инвестиционное проектирование: Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003.

Е.Г. Непомнящий
Инвестиционное проектирование

Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003.

Учебное пособие соответствует требованиям Государственных образовательных стандартов к дисциплине «Экономическая оценка инвестиций», изучаемой студентами специальности 060800. Содержит описание теоретических и практических подходов к разработке и отбору инвестиционных проектов в условиях рыночной экономики. Учебное пособие может быть использовано специалистами предприятий, банков, инвестиционных фондов, занимающихся инвестиционной деятельностью.

(C) Таганрогский государственный
радиотехнический университет, 2003.
(C) Е.Г. Непомнящий, 2003.

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУРСА
1.1. Предмет курса
1.2. Задачи курса

2. БИЗНЕС КАК СИСТЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ ФИНАНСОВОЙ, ХОЗЯЙСТВЕННОЙ И ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
2.1. Сфера принятия решений управляющими на предприятии
2.2. Система бизнеса
2.3. Использование рычагов при выполнении инвестиционного проекта

3. ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ АНАЛИЗА ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ
3.1. Инвестиции
3.2. Денежные поступления
3.3. Экономический срок жизни инвестиций (economic life)
3.4. Ликвидационная стоимость

4. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПОДГОТОВКИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ
4.1. Инвестиционные проекты (ИП). Определение и классификация
4.2. Принципы формирования и подготовки инвестиционных проектов

5. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ (ИП)
5.1. Основные принципы оценки эффективности и финансовой реализуемости инвестиционных проектов
5.2. Методология оценки инвестиций
5.3. Основные показатели эффективности инвестиционных проектов и методы их оценки

6. УЧЕТ ИНФЛЯЦИИ ПРИ ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ
6.1. Общие положения
6.2. Показатели, описывающие инфляцию

6.3. Учет влияния инфляции. Дефлирование
6.3.1. Влияние инфляции на эффективность проекта в целом
6.3.2. Учет влияния инфляции на реализуемость проекта и эффективность собственного капитала
6.4. Виды влияния инфляции. Рекомендации по прогнозу инфляции

7. УЧЕТ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ И РИСКА ПРИ ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ
7.1. Общие положения
7.2. Укрупненная оценка устойчивости инвестиционного проекта в целом
7.3. Укрупненная оценка устойчивости проекта с точки зрения его участников

7.4. Расчет границ безубыточности
7.5. Метод вариации параметров. Предельные значения параметров
7.6. Оценка ожидаемого эффекта проекта с учетом количественных характеристик неопределенности

8. НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА ФАКТОРА ВРЕМЕНИ ПРИ ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ
8.1. Различные аспекты фактора времени
8.2. Учет лагов доходов и расходов

9. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ И СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ
9.1. Общие исходные данные и условия. Идея проекта
9.2. Оценка рынков и мощность предприятия
9.3. Капиталовложения в основные средства и нематериальные активы (основные фонды) предприятия, и другие (некапитализируемые) работы и затраты
9.4. Местоположение организации, стоимость земельного участка
9.5. Прямые материальные затраты на производство продукции
9.6. Организационная структура управления предприятием, численность персонала и затраты на оплату труда
9.7. Накладные (косвенные) расходы
9.8. Планирование сроков осуществления проекта
9.9. Финансово-экономическая оценка проекта

10. ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ НЕКОТОРЫХ ТИПОВ ПРОЕКТОВ
10.1. Проекты, реализуемые на действующем предприятии
10.2. Особенности учета лизинговых операций

11. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА В ФОРМЕ БИЗНЕС-ПЛАНА
11.1. Роль и место бизнес-плана в инвестиционном менеджменте
11.2. Международная форма бизнес-плана (ЮНИДО, разработанная ООН по промышленному развитию)
11.3. Германский типовой бизнес-план
11.4. Американский типовой бизнес-план
11.5. Макет бизнес-плана, применяемый в России

Приложение 1. Будущая стоимость 1 рубля при различных сроках инвестирования и ставках доходности
Приложение 2. Будущая стоимость аннуитета (накоплений) при стандартном инвестировании в конце каждого периода суммы в 1 рубль при различных сроках накопления и ставках доходности
Приложение 3. Текущая стоимость 1 рубля (коэффициентов дисконтирования), полученного спустя различное число периодов и при различных уровнях доходности инвестирования
Приложение 4. Текущая стоимость аннуитета (накоплений) при стандартном инвестировании в конце каждого периода суммы в 1 рубль
Приложение 5. Рекомендации по составлению разделов бизнес-плана
Приложение 6. Информационное обеспечение расчета денежных потоков

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Абрамов А.Е. Основы анализа финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности предприятия. М.: АКДИ <Экономика и жизнь>, 1994.
2. Амиров Ю.Д. Основы конструирования: творчество, стандартизация, экономика. М.: Изд-во стандартов, 1991.
3. Академия рынка: Маркетинг: Пер. с фр. М.: Экономика, 1993.
4. Борман Д., Воротина П., Фердман Р. Менеджмент предпринимательской деятельности в рыночной экономике. Гамбург: S + W, 1992.
5. Вайсман А. Стратегия маркетинга: 10 шагов к успеху. Стратегия менеджмента: 5 факторов успеха. М.: Интер эксперт, Экономика, 1995.
6. Воронов К. Оценка коммерческой состоятельности инвестиционных проектов // Финансовая газета, 1993. № 49 — 52; 1994. № 1-4, 24, 25.
7. Газеев М.Х., Смирнов А.П., Хрычев А.Н. Показатели эффективности инвестиций в условиях рынка. М.: ВНИИОЭНГ, 1993.
8. Герике Р. Контролинг на предприятии. Берлин: АБУ-консалт ГмбХ, 1993.
9. Гольдштейн Г.Я. Инновационный менеджмент. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1998.
10. Дихтль Е., Хершген Х. Практический маркетинг: Учебное пособие: Пер. с нем. М.: Высшая школа, 1995.
11. Жих Е.М., Панкрухин Н.Н. Формула успеха: маркетинг. М.: Россия молодая, 1992.
12. Идрисов А. Методика разработки и экспертизы инвестиционных проектов // Финансовая газета, 1993. № 41, 42, 44.
13. Ильдеменов С. и др. Как привлечь инвестора и получить инвестиции // Экономика и жизнь. 1994. № 28.
14. Карпушин М.Г., Любинецкий Я.Г., Майданчик Б.И. Жизненный цикл и эффективность машин. М.: Машиностроение, 1989.
15. Котлер Ф. Основы маркетинга. М.: Ростинтер, 1996.
16. Коломина М. Сущность и измерение инвестиционных рисков // Финансы, 1994. № 4.
17. Липсиц И.В. Бизнес-план — основы успеха. М.: Дело, 1994.
18. Липсиц И.В., Коссов В.В. Инвестиционный проект. М.: БЕК, 1996.
19. Лукасевич Г.Д. Анализз эффективности капиталовложений в условиях ограниченного бюджета // Финансы. 1993. № 10.
20. Львовский Г.Д. Бизнес-план на персональном компьютере // Мир ПК. № 7. 1993. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования. Официальное издание. М., 1994.
21. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (вторая редакция). Официальное издание. М.: Экономика, 2000 (Утверждены: Министерством экономики РФ, Министерством финансов РФ, Государственным комитетом РФ по строительной, архитектурной и жилищной политике. № ВК 477 от 21.06.1999 г.).
22. Медведев А. Экономическое обоснование предпринимательского проекта. МЭМО, 1992. № 6, 7.
23. Медведев А. Особенности оценки и отбора инвестиционных проектов. МЭМО, 1993. № 2.
24. Маркетинг / Под ред. И.К. Беляевского: М. МЭСИ, 1997.
25. Непомнящий Е.Г. Экономика и управление предприятием. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1997.
26. Непомнящий Е.Г. Методические указания по выполнению курсового проекта на тему: <Технико-экономическое обоснование предпринимательского проекта>. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1998.
27. Новиков М.В., Бронникова Т. С. Разработка бизнес-плана проекта. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1996.
28. Никонова И. Проектный анализ в условиях высокой инфляции // Реформа, 1994. № 3.
29. Новодворский В. Как учесть инфляцию // Финансовая газета, 1992. № 27.
30. Осипов Ю.М. Основы предпринимательского дела. М., 1992.
31. Постановление Правительства РФ от 22.11.97 г. № 1470 <Положение об оценке эффективности инвестиционных проектов при размещении на конкурсной основе централизованных инвестиционных ресурсов бюджета развития Российской Федерации>.
32. Ратанин П.Ч. Инновационное предпринимательство в переходный период России к рынку. М.: ИНЭП, 1993.
33. Смирнов А.Л. Организация финансирования инвестиционных проектов. М.: АО <Консалтбанкир>, 1993.
34. Современный маркетинг /Под ред. В.Е. Хрупцкого. М.: Изд-во Республика, 1989.
35. Твисс С. Управление научно-техническим нововведением. М.: Экономика, 1989.
36. Федеральный закон <Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений> от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ.
37. Феоктистова Е.М., Краснюк И.Н. Маркетинг: теория и практика. М.: Высшая школа, 1993.
38. Финансовые и инвестиционные показатели деятельности американской фирмы. М.: СП , 1993.
39. Финансовый менеджмент. — М.: Перспектива, 1993.
40. Форстер Р. Обновление производства: атакующие выигрывают. М.: Прогресс, 1987.
41. Холт. Р. Основы финансового менеджмента. М.: Дело, 1993.
42. Эванс Дж.Р., Берман Б. Маркетинг. М.: Экономика, 1993.