Юсупов И. Внедрение системы управления предприятием и его уроки

Источник: Открытые системы. Директор ИС
Полный текст: HTML (открывается в новом окне) «Автомеханический завод» (ОАО АМЗ) — одно из структурных подразделений ОАО КАМАЗ. Глубокий кризис, явившийся результатом остановки производства в связи с пожаром на заводе двигателей, в полной мере коснулся и АМЗ. Корпус, в котором производились двигатели, практически полностью сгорел, главный конвейер был парализован. Через некоторое время была налажена сборка двигателей на заводе ремонта двигателей (ЗРД) и начались поставки двигателей из Ярославля, но выход на точку безубыточности занял несколько лет. В этот период заводы-подразделения КАМАЗа, в том числе и АМЗ, выходили из положения посредством налаживания сбыта своих товаров на новых рынках, а также начали разворачивать производство новой продукции (ее стали называть «инициативной»), в том числе и товаров народного потребления.
Необходимо было срочно предпринять ряд комплексных мер, в том числе обеспечить полный контроль над ситуацией, адекватную оценку результатов работы предприятия, координацию действий различных служб и подразделений. В 1999 году было принято решение о построении современной системы управления заводом, поддержанной средствами автоматизации. По замыслу руководства завода создание современной АСУ должно было стать одной из тех мер, которые позволили бы предприятию не только устоять в сложное время, но и успешно развиваться, ведь изменение способов управления — наиболее действенный способ поднять уровень производства.

В области автоматизации предприятия руководство завода во главе с генеральным директором определило следующие приоритетные задачи:
планирование производства;
контроль за ходом производства (КХП);
управление товарными запасами и сбытом (контроль за ходом сбыта — КХС);
бухгалтерский и финансовый учет.

Указанные задачи давно требовали решения. Традиционно ими занимался Главный вычислительный центр КАМАЗа (ГВЦ), в результате АМЗ получал информацию о состоянии производства на сутки позже. Осуществлять оперативное управление в таких условиях непросто, а поскольку появилась еще и инициативная продукция, решать вопросы планирования, загрузки мощностей и контроля за выполнением заданий стало гораздо сложнее. Для принятия быстрых управленческих решений нужна адекватная система поддержки принятия этих решений, а также система сбора и обработки информации. И конечно, рынок диктует свое — необходимо было оптимизировать складские запасы, с одной стороны, чтобы не сбивать производство с ритма, с другой — чтобы поддерживать адекватный уровень продукции, не завершенной производством (НЗП), и не выводить из игры неоправданно большие оборотные средства.
В процессе подготовки к внедрению автоматизированной системы управления предприятием была осуществлена тщательная инвентаризация аппаратных и программных средств, проведено обследование бизнес-процессов и создана информационная карта предприятия. При этом ставка делалась на то, что затраты на внешних консультантов будут минимальными, а основные работы удастся выполнить собственными силами.
Сейчас на заводе закончены этапы предпроектного обследования, моделирования основных бизнес-процессов и подготовлен пример для пилотного проекта, новая система управления предприятием находится на стадии опытно-промышленной эксплуатации, по отдельным же направлениям она близка к стадии промышленной эксплуатации. За это время наработан определенный опыт, уже можно сформулировать некоторые уроки.