Волков Б.А. и др. Проектно-сметное дело в железнодорожном строительстве

В учебнике изложены стадии проектирования и содержание проектно-сметной документации, порядок её разработки, нормативная база определения сметной стоимости объектов железнодорожного строительства.

Приведены правила определения объемов строительных работ. Изложены основы организации подрядных торгов в строительстве. Разобраны примеры составления смет на сооружение объектов строительства. В учебнике приведена методология оценки эффективности инвестиций и выбор проектных решений. Рассмотрены основные вопросы технического нормирования, методы проектирования производственных норм затрат труда, машинного времени, расходования строительных материалов.

Учебник предназначен для широкого круга экономистов, инженерно-технических работников, специалистов-менеджеров, студентов, преподавателей, переподготовки кадров, а также работников в инвестиционно-строительной сфере.

Данная книга является электронной версией издания:
Волков Б.А., Кокин М.В. и др. Сметное дело в железнодорожном строительстве. Учебник для вузов. Под редакцией Б.А. Волкова, Москва,  2012.

Рецензенты:
Рецензенты: Евгений Степанович Свинцов д. т. н., профессор, заведующий кафедрой «Изыскания и проектирование ж.д.» ПГУПС,
Юрий Иванович Андреенко – первый заместитель начальника Департамента капитального строительства ОАО «РЖД».

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава 1. Этапы проектирования и содержание проектной документации
1.1. Общие положения разработки проектной документации
1.2. Содержание и порядок разработки инвестиционных проектов

Глава 2. Оценка эффективности проектов и выбор вариантов проектных решений.
2.1. Общие требования к вариантному проектированию.
2.2. Показатели и критерии оценки экономической эффективности инвестиционных проектов
2.3. Общественная и бюджетная эффективность инвестиционных проектов
2.4. Коммерческая эффективность инвестиционных проектов
2.5. Расчет экономической эффективности реконструкции депо по ремонту электропоездов
2.6. Экономическая эффективность инвестиционных проектов, реализуемых на основе государственно-частного партнерства

Глава 3. Определение стоимости строительства с использованием укрупненных показателей
3.1. Укрупненные показатели стоимости строительства
3.2. Расчет показателей в сборниках УЦС и УЦКР
3.3. Расчет стоимости строительства объектов с использованием укрупненных показателей

Глава 4. Ценообразование в строительстве
4.1. Система ценообразования в строительстве и виды цен условиях регулируемого рынка
4.2. Порядок разработки сметной документации
4.3. Антимонопольное регулирование цен

Глава 5. Нормативная база для разработки сметной документации
5.1. Общие сведения
5.2. Федеральная cметно-нормативная база
5.3. Применение элементных сметных норм при разработке сметной документации
5.4. Отраслевая сметно-нормативная база для строительства объектов ОАО «РЖД»
5.5. Московская сметно-нормативная база (ТСН-2001)
5.6. Методы составления смет

Глава 6. Порядок составления локальных смет
6.1. Локальная смета и порядок ее разработки
6.2. Единичные расценки. Калькуляция
6.3. Определение сметной оплаты труда и нормативной трудоемкости в локальных сметах

Глава 7. Сводная и объектная смета, сводка затрат
7.1. Сводный сметный расчет стоимости строительства
7.2. Расчета затрат сводном сметном расчете
7.3. Объектная смета
7.4. Сводка затрат

Глава 8. Накладные расходы и сметная прибыль
8.1. Структура накладных расходов в железнодорожном строительстве
8.2. Статьи затрат накладных расходов
8.3. Определение сметной прибыли

Глава 9. Сметная стоимость материалов, изделий и конструкций
9.1. Структура сметной стоимости материалов
9.2. Расходы на доставку материала
9.3. Определение сметной стоимости оборудования и его монтажа

Глава 10. Сметные затраты на эксплуатацию строительных и дорожных машин
10.1. Определение сметной стоимости машино-часа эксплуатации строительных и дорожных машин
10.2. Планово-расчетные цены эксплуатации строительных и дорожных машин
10.3. Ресурсный метод определения затрат на эксплуатацию строительных и дорожных машин

Глава 11. Автоматизация сметных расчетов
11.1. Технические средства в проектно-сметной деятельности
11.2. Основные функции сметных программ

Глава 12. Техническое нормирование в строительстве
12.1. Классификация СМР и продукция в строительстве
12.2. Элементы рабочего времени
12.3. Нормативные показатели труда
12.4. Основные принципы технического нормирования
12.5. Методы изучения строительных процессов (фотоучет, хронометраж)
12.6. Статистическая обработка результатов нормативных наблюдений
12.7. Особенности проектирования норм на работы, выполняемые в «окно»
12.8. Нормирование расхода строительных материалов
12.9. Анализ потерь рабочего времени

Глава 13. Экспертиза проектной документации
13.1. Цель и виды экспертизы. Государственная экспертиза проектной документации
13.2. Негосударственная экспертиза проектной документации
13.3. Требования к экспертам и организациям, проводящим экспертизу
13.4. Определение стоимости проведения экспертизы
13.5. Проверка достоверности сметной стоимости строительства объектов, финансируемых с привлечением средств федерального бюджета

Предисловие

Прогноз, намеченный Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 23 ноября 2008 г. №1734-р, предполагает выделение для развития железнодорожного транспорта на период 2010—2030 гг. 54 285 млрд руб. При этом намечено к 2030 г. построить 20 730 км новых железнодорожных линий, из них протяженность скоростных линий составит более 10 тыс. км, а высокоскоростных — не менее 1500 км; вторых путей 5464 км, третьих и четвертых путей — 348 км; электрифицировать — 7498 км; оборудовать системой автоблокировки — 4959 км. Выполнение запланированных объемов работ позволит повысить пропускную способность железнодорожных линий по основным направлениям, обеспечить развитие транспортных подходов к крупным транспортным узлам, создать условия для освоения новых территорий и разработки местонахождений полезных ископаемых, прежде всего в Сибири и на Дальнем Востоке; обеспечить растущие потребности населения в перевозках, в том числе путей организации скоростного и высокоскоростного движения пассажирских поездов.

Значительную роль в осуществлении стратегического плана развития железнодорожной сети страны призваны сыграть проектировщики и строители, реализующие инвестиционные замыслы на основе инновационных технологий строительства, реконструкции и эксплуатации транспортной инфраструктуры.

Эффективность инвестиционных вложений в железнодорожном строительстве в значительной степени зависит от качества проектной документации. При разработке проектов экономистам приходится производить экономические изыскания, обосновывать экономическую эффективность капитальных вложений, производить расчеты сметной стоимости, участвовать в технико-экономических расчетах по выбору наиболее рациональных вариантов планировочных, конструктивных и инженерных решений. Работа экономиста при проектировании железнодорожных объектов требует весьма обширного объема знаний как в области производственного, так и жилищно-бытового строительства. Это обусловлено тем, что совершенствование функционирования железнодорожного транспорта связано со строительством и переустройством различных объектов: земляного полотна, верхнего строения пути, искусственных сооружений, станций и узлов, устройств СЦБ и связи, водоснабжения и газификация, сооружения локомотивного и вагонного хозяйства, энерго- и электроснабжения, гражданских сооружений и прочих.

Экономическими знаниями в области проектно-сметного дела должны обладать не только проектировщики, но и инвесторы, заказчики, а также подрядчики-строители. Инвесторов, выделяющих средства для реализации проектов, в первую очередь интересует экономическая отдача вкладываемых денежных средств. Для этого необходимо владеть вопросами определения коммерческой эффективности инвестиционных проектов.

Заказчик строительства или реконструкции объектов должен проконтролировать обоснованность строительства сметной стоимости, оценку эффективности проекта, экономическую целесообразность применения того или иного вида конструкций и оборудования.

Подрядчики-строители должны разбираться в вопросах сметных расчетов, что необходимо для исключения договорных цен на строительную продукцию, не обеспечивающих прибыльность производства. Сметные расчеты используются подрядчиками для формирования производственных программ, оперативного планирования строительно-монтажных работ и решения других производственно-хозяйственных задач.

При подготовки документов для участия в торгах подряда строительным организациям приходится сталкиваться с экономическими задачами проектно-сметного дела.

Настоящий учебник написан с учетом современных требований к оценке экономической эффективности инвестиционных проектов, новых положений по расчету сметной и договорной стоимости строительства, принципов формирования цены при рыночной экономики, автоматизации экономических обоснований и расчетов сметной стоимости и рассчитан на подготовку студентов вузов железнодорожного транспорта по специальностям: «Экономика и управление на предприятии (строительства)», «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство», «Мосты и транспортные тоннели», «Промышленное и гражданское строительство», «Экономика и управление на предприятии (железнодорожный транспорт)», «Системы автоматизированного проектирования», «Коммерция».

Авторский коллектив выражает глубокую признательность рецензентам настоящего учебника: главному инженеру ЦУКСа ОАО «РЖД» Ю.И. Андреенко; д-ру техн. наук, профессору, заведующему кафедрой «Изыскания и проектирование железных дорог» ПГУПСа Е.С. Свинцову, чьи замечания позволили улучшить содержание учебника.

Учебник не претендует на исчерпывающий анализ всех аспектов проектно-сметного дела в железнодорожном строительстве. В нем нашли отражение основные экономические вопросы проектно-сметного дела, которые должны знать будущие специалисты, выступающие в роли инвесторов, заказчика, проектировщика и строителя-подрядчика.

Все замечания и пожелания по дальнейшему улучшения учебника авторским коллективом будут приняты с благодарностью.

Рекомендуемая литература

1.  Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации. МДС 81-35-2004. / Госстрой России, М, 2004/.

2.  Кокин М.В., Лобанова Н.С., Оленина О.А. Разработка локальных смет с использованием сметно-нормативной документации (базы) 2001 г., методические указания. — М.: МИИТ, 2006.

3.  Государственные элементные сметные нормы на строительные работы ГЭСН 81-02-28-2001.  Железные дороги (Госстрой России). — М., 2003.

4.  Отраслевой сборник отпускных цен на материалы, изделия и конструкции для строительства объектов железнодорожного транспорта в базисном уровне цен по состоянию на 01.01.2000 г. Вып. 1. ОСОН-2001-1 МПС. — М, 2003.

5.  Отраслевой сборник сметных цен на перевозки грузов для строительства ОССП-2001-1, ОССП-2001-2, ОССП-2001-3, ОССП-2001-4. М. МПС, 2004.

6.  Волков Б.А., Болотин А.В., Кокин М.В., Муджири Т.М. Проектно-сметное дело в железнодорожном строительстве /Учебник /— М.:Транспорт, 2000.

7.  Указания по применению федеральных единичных расценок на строительные и специальные строительные работы (ФЕР-2001). МДС 81-36.2004.  Госстрой России.

8.  Отраслевые единичные расценки на строительные работы. ОЕР-2001. Сборник № 28 Железные дороги. — М.: МПС РФ, 2003.

9.  Отраслевой сборник сметных цен на перевозки грузов для строительства ОССП-2001, (ОАО «РЖД») Москва,  2007г. — 165.

10.  Сборник отпускных цен на материалы, изделия и конструкции для строительства объектов железнодорожного транспорта в базисном уровне цен по состоянию на 01.01.2000 г. Вып. 1. ОСОЦ-2001-01. М. МПС РФ, 2003.

11.  Горячкин П.В. Составление смет в строительстве на основе сметно-нормативной базы 2001 г., Практическое пособие. — СПб., 2003.

12.  Барановская Н.Н., Котов А.А. Основы сметного дела в строительстве, учеб. пособие для образовательных учреждений. — СПб.: Печатный двор, 2005.

13.  Методические указания по определению сметной стоимости строительства объектов железнодорожного транспорта МПС России. М., 2003.

14.  Методические рекомендации по определению сметного строительства и свободных (договорных) цен на строительную продукцию в условиях развития рыночных отношений. М.А.С. «ЖКХ» Российской Федерации. Письмо от 10.11.1992 г. №БФ-926/12.

15.  Сводная смета. Под ред. И.Ю. Носенко. — СПб.: ЗАО «ИНиК», 2002.

16.  Кокин М.В., Лобанова Н.С. Методические указания к курсовому и дипломному проектированию. — М.: МИИТ, 2007.

17.  Сборник сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений. ГСН81-05-01-2001 «ГСН 81-05-2001». — М.: Госстрой России, 2001.

18.  Свод правил по определению стоимости строительства в составе предпроектной и проектно-сметной документации (СП81-01-94). Письмо Минстроя России от 29.12.1994 №ВБ-12-276. — М.: Экон-Информ, 1996.

19.  Волков Б.А. Экономическая эффективность инноваций на железнодорожном транспорте в условиях рынка. — М.: Транспорт, 1996.

20.  Градостроительный кодекс Российской Федерации. — М.: Проспект, 2006.

21.  Налоговый кодекс Российской Федерации. — М.: ГроссМедиа, 2007.

22.  постановление Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».

23.  Методические рекомендации по оценке инвестиционных проектов на железнодорожном транспорте. — М.: МПС РФ, 1998.

24.  Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (вторая редакция). — М.: Экономика, 2005.