Конспект лекций по курсу «Банковский маркетинг», подготовленный в 2009 году для чтения одноименного курса ЮФУ (Ростов-на-Дону).
ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава 1. Основы банковского маркетинга
1.1. Маркетинговый подход к управлению банком
1.2. Стратегии маркетинга в банковской сфере
1.3. Процесс управления ценообразованием в коммерческом банке
1.3.1. Определение целей ценовой политики банка
1.3.2. Анализ спроса на банковские услуги (продукты)
1.3.3. Оценка процентных и непроцентных издержек банка
1.3.4. Выбор метода формирования цен на банковские продукты
1.3.5. Стратегии банковского ценообразования
Глава 2. Затратный метод ценообразования на банковские продукты
2.1. Достоинства и недостатки затратного ценообразования на банковские продукты
2.2. Модель затратного банковского ценообразования и проблемы ее практической реализации
Глава 3. Анализ издержек и его значение для формирования маркетинговой стратегии банка
3.1. Эффект Парето в банковской деятельности
3.2. Эффект обучения и банковский бизнес
Глава 4. Пути перехода к банковскому ценообразованию на основе экономической ценности
4.1. Понятие экономической ценности и его роль в ценообразовании
4.2. Процедура определения экономической ценности товара
4.3. Параметрическое ценообразование и его использование в банковском бизнесе
Глава 5. Управление ценообразованием на банковские продукты для физических лиц
5.1. Обоснование ставок по депозитным счетам физических лиц на основе маржинального анализа
5.2. Модель ценообразования на депозиты с целью захвата рынка
5.3. Схема условного ценообразования на банковские услуги
5.5. Модель ценообразования на депозиты в контексте партнерства с клиентом
5.6. Проблема базового банковского обслуживания
Глава 6. Управление ценообразованием при кредитовании юридических лиц
6.1. Основные принципы ценообразования на банковские услуги для юридических лиц
6.2. Модель ценового лидерства (ценовой координации)
6.3. Модель «базовая ставка плюс»
6.4. Модель ценообразования «ниже базовой ставки (модель с наценкой)»
6.5. Модель ценообразования с максимальной процентной ставкой (модель «кэп»)
Глава 7. Маркетинг партнерских отношений и банковское ценообразование
7.1. Ценовая дискриминация клиентов банка
7.2. Сегментирование клиентов для целей ценообразования в банке
7.3. Модель ценообразования на основе анализа прибыльности клиента
7.4. Партнерское ценообразование и оценка экономической ценности банковских услуг
7.5. Выделение и ранжирование свойств банковских услуг
Глава 8. Ценообразование на дополнительные банковские услуги
8.1. Тарифы на дополнительные банковские услуги
8.2. Цена лизинговых операций
Глава 9. Управление коммерческим банком, ориентированным на рынок
Список экзаменационных вопросов по курсу «Банковский маркетинг»
Лист диагностики организации работы по ценообразованию в банке
Библиографический список
1. Аллен П.Х. Реинжиниринг банка: программа выживания и успеха. М., 2002.
2. Банковское дело / Под ред. Г.Г. Коробовой. М.: Экономистъ, 2003.
3. Бизнес и банки. 1999. № 40.
4. Дойль П. Маркетинг, ориентированный на стоимость. СПб., 2001.
5. Дойль П. Маркетинг-менеджмент и стратегии. СПб., 2002.
6. Липсиц И.В. Коммерческое ценообразование. М., 2001.
7. Липсиц И.В. Экономический анализ реальных инвестиций. М.: Экономистъ, 2003.
8. Липсиц И.В. Ценообразование и маркетинг в коммерческом банке: Учебное пособие/ И.В. Липсиц. М.: Экономист, 2004. – 123 с.
9. Майталь Ш. Экономика для менеджеров. М.: Дело, 1996.
10. Максютов А.А. Банковский менеджмент: Учебно-практическое пособие. М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2007. – 444 с.
11. Николаева О.Е., Шишкова Т.В. Управленческий учет. М.: УРСС, 1997.
12. Синки Дж.Мл. Управление финансами в коммерческих банках: Пер. с англ. / Под ред. Р.Я. Левиты, Б.С. Пинскера. М.: Catallaxy, 1994.
13. Управление деятельностью коммерческого банка/ Под ред. О. И. Лаврушина. М.: Юристъ, 2003.
14. Channon D.F. Bank Strategic Management and Marketing. N.Y.: John Wiley & Sons, 1998.
15. Flannery M. Retail Bank Deposits as Quasi-Fixed Factors of Production // American Economic Review. 1984. V. 72. № 3. P. 527—536.
16. Cusas V., DigeratiA.M., Ott-Wadhawan R.L. Bank deposits get interesting// The McKinsey Quarterly. 2002. № 2.