Успенский И.В. Интернет-маркетинг. Учебник, 2003

В учебнике излагаются теоретические и методические основы организации маркетинга в Интернете.

Рассматриваются процессы повсеместного распространения Интернета, современных информационных технологий и появления на их основе нового направления — Интернет-маркетинга. Описываются основные элементы инфраструктуры Интернет-маркетинга — устройство Сети, ее службы, методы обеспечения безопасности, платежные Интернет-системы. Освещаются вопросы построения системы маркетинга в Интернете — среда, организация маркетинговых исследований, вопросы построения товарной, ценовой, распределительной и коммуникативной политики.

Электронный учебник разработан на основе следующего издания:
Успенский И.В. Интернет-маркетинг. Учебник. — СПб.: Изд-во СПГУЭиФ, 2003.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Основы интернет-маркетинга
1.1. Введение в маркетинг
1.2. Развитие информационных технологий
1.3. Электронная коммерция
1.4. Интернет-маркетинг

2. Инфраструктура интернет-маркетинга
2.1. Принципы построения сети Интернет
2.2. Службы Интернета
2.3. Методы обеспечения безопасности в сети Интернет
2.4. Платежные Интернет-системы

3. Взаимодействие с индивидуальными потребителями
3.1. Коммуникативные характеристики Интернета
3.2. Интернет-аудитория
3.3. Навигация пользователей в Интернете
3.4. Управление взаимоотношениями с клиентами

4. Организация маркетинговых исследований в интернете
4.1. Маркетинговая информационная система
4.2. Организация маркетинговых исследований
4.3. Поиск информации в Интернете
4.4. Проведение интернет-опросов
4.5. Получение маркетинговой информации о посетителях web-сайта

5. Товарная политика и рынок услуг в интернете
5.1. Товар и товарная политика
5.2. Разработка новых товаров
5.3. Рынок услуг, оказываемых через Интернет

6. Ценовая политика и интернет
6.1. Формирование ценовой политики
6.2. Определение цены
6.3. Интернет-аукционы

7. Система распределения и интернет
7.1. Система распределения
7.2. Розничная торговля в Интернете
7.3. Интернет-посредники

8. Организация коммуникативной политики в интернете
8.1. Коммуникативная политика в Интернете
8.2. Web-сайт как основа системы коммуникаций в Интернете
8.3. Методы первоначального привлечения посетителей на web-сайт
8.4. Методы удержания посетителей web-сайта

9. Реклама, стимулирование сбыта и связи с общественностью в интернете
9.1. Реклама в Интернете
9.2. Стимулирование сбыта
9.3. Связи с общественностью
9.4. Интернет-брэндинг

Введение

Коммерческое использование Интернета, в значительной степени связанное с появление и развитием службыWorld Wide Web, насчитывает менее чем одно десятилетие, однако за этот небольшой промежуток времени произошло громаднейшее число самых разнообразных событий, рождение большого числа новых компаний. Обороты рынка электронной коммерции за это время выросли во много раз и скоро достигнут отметки в $ трлн. Компаниям Интернет предоставил новый инструмент ведения бизнеса, средство снижения издержек и более полного удовлетворения потребностей потребителей. Потребители, в свою очередь, получили новый информационный источник о товарах и услугах, новые пути удовлетворения своих потребностей за счет возможности взаимодействия с более широких кругом компаний и новое эффективное средство коммуникации, как с компаниями, так и между собой.

Этот период зарождения электронного бизнеса выявил два важных момента. Во-первых, Интернет доказал свою высокую эффективность, как средства коммуникации, и высокий потенциал построенного на его основе глобального электронного рынка. Во-вторых, опыт компаний, либо пытающихся использовать Интернет, как дополнение своего традиционного (offline) бизнеса, либо изначально построивших свой бизнес в Интернете, подтвердил важность и необходимость учета и использования всего существующего опыта по ведению коммерческой деятельности и использованию принципов маркетинга в своей деятельности.

Наряду с бурным ростом электронного бизнеса одним из важных явлений стало появление нового направления в маркетинге – Интернет-маркетинга. В некоторых источниках это направление также именуется как гипермаркетинг, в котором приставка гипер- подчеркивает гипермедийный характер среды Интернета. Все эти названия объединяет та сущность, которая лежит в основе глобальной компьютерной Сети – это гипер- и мультимедийная глобальная компьютерная среда предоставляющая невиданные до сих пор возможности взаимодействия, начиная от простого обмена информацией, кончая осуществлением финансовых транзакций, заключением сделок и доставкой цифровых продуктов.

Интернет-маркетинг можно условно разделить на два направления. Первое связано с применением инструментария Интернета для расширения системы маркетинга традиционных предприятий: организация информационного взаимодействия между сотрудниками компании, заказчиками, партнерами; проведение маркетинговых исследований; продвижение и продажа товаров через Интернет, а в случае их цифровой природы, доставка до покупателя; организация сервисного обслуживания и многое другое.

Второе направление связано с появлением новых видов моделей бизнеса, основой которых стал непосредственно сам Интернет и для которых он играет основополагающую роль, например, интернет-магазины, торговые электронные площадки, виртуальные информационные агентства, компании, оказывающие услуги для участников интернет-рынка, и т.д. Для этих направлений Интернет играет не только роль нового инструмента, цель которого повысить эффективность бизнес процессов и сократить издержки, его задача – принести прибыль.

Однако, как показывает накопленный опыт, вне зависимости от направления в основе успешной деятельности в Интернете и использования его инструментов в коммерческой деятельности продолжают оставаться ключевые принципы маркетинга. Новая среда только немного трансформирует и развивает приложение этих принципов на практике.

Сказанное определило основную цель настоящего учебника – дать представление об основах маркетинга в Интернете, составе задач и решений принимаемых в этой сфере, показать особенности использования маркетинговых инструментов в новой глобальной гипермедийной среде, помочь применить эти принципы и методы в практической деятельности предприятий и организаций.

Учитывая, что читатели могут иметь разный уровень подготовки в области маркетинга и Интернета, в конце учебника приводится терминологический словарь. Там же представлен перечень ссылок на ресурсы Интернета, содержащих полезную и интересную информацию по разным разделам предмета учебника.