Богомолова И.С. и др. Инновационный и проектный менеджмент, 2014

В учебном пособии рассматриваются тенденции развития инноватики как логически выстроенной проектной деятельности от момента возникновения инновации до ее реализации на конкретном предприятии.

Пособие отвечает требованиям ФГОС третьего поколения. Особенностью учебного пособия является инженерно-экономический подход, представление разделов технико-экономического обоснования проектов в контексте инновационного менеджмента. После каждой главы представлены контрольные вопросы и задания для самопроверки, а также блок кейсов, построенных на примерах развития инноваций в реальном секторе экономики. Для студентов – бакалавров и магистрантов экономических направлений подготовки, а также специалистов в области инноваций, инновационного и проектного менеджмента.

Пособие написано коллективом кафедры Инноватики и экономического проектирования Института управления в экономических, экологических и социальных системах Южного федерального университета. Раздел 1.1 написан Ю.В. Развадовской к.э.н., доцентом; раздел 1.2 – И.К. Шевченко, д.э.н., профессором; разделы 1.3, 3.3 – С.В. Гриненко, д.э.н., профессором, зав. кафедрой; раздел 1.4 – Е.С. Едаловой, ассистентом и С.В. Гриненко, д.э.н., профессором, зав. кафедрой; раздел 2.1 – Е.К. Задорожней, к.э.н., доцентом; раздел 2.2 – А.В. Ханиной, ассистентом и Е.К. Задорожней, к.э.н., доцентом; раздел 2.3, 3.2 – А.Ю. Федотовой, к.э.н., доцентом; раздел 3.1 – И.С. Богомоловой, к.э.н., доцентом; раздел 3.4 – Т.В. Седовой, ст. преподавателем.

Данное учебное пособие является электронной версией следующего печатного издания:
Богомолова И.С., Гриненко С.В., Едалова Е.С., Задорожняя Е.К., Развадовская Ю.В., Седова Т.В., Федотова А.Ю., Ханина А.В., Шевченко И.К. Инновационный и проектный менеджмент. Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2014. – 181 с.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

1. Инновации как фактор развития экономики
1.1. Национальная инновационная система
1.2. Институциональные формы управления инновационной деятельностью
1.3. Трансфер технологий как платформа инновационной деятельности
1.4. Инновации: виды, формы, функции
Контрольные вопросы

2. Инновационное предпринимательство
2.1. Организационные формы инновационной деятельности
2.2. Инновационный маркетинг
2.3. Инновационно-технологический менеджмент
Контрольные вопросы

3. Организационно-экономическая основа инновационной деятельности
3.1. Проектирование инноваций
3.2. Оценка экономической эффективности инноваций [98]
3.3. Проектный менеджмент в инновационной деятельности
3.4. Обеспечение инновационной деятельности
Контрольные вопросы

Заключение
Кейсы и практические задания
Тематика исследовательских рефератов
Глоссарий
Список использованных источников

Введение

Исторически социально-экономическое развитие любого государства определяется уровнем его научно-технологического развития, как основополагающего фактора формирования и развития экономического потенциала государства. При этом научно-технологическое развитие определяется как процесс создания новых знаний и технологий на основе научных исследований с последующим трансфером полученных результатов в реальную экономику для развития инновационного и высокотехнологичного производства.

Автором теории инноваций, Н.Д. Кондратьевым, были сформулированы ряд положений, объясняющих взаимосвязь волн изобретений и инноваций с переходом к новому циклу – началу повышающей волны большого цикла предшествуют значительные технологические изобретения и открытия, вызывающие изменения техники производства и обмена. В дальнейшем идеи были развиты Й. Шумпетером в его теории инноваций, Г. Меншем в монографии о преодолении депрессии посредством инноваций.

В российской экономической литературе теория инноваций в сопряжении с теорией кризисов и циклов датируется 1988 г., когда впервые Ю.В. Яковцем было предложено понятие инновационного цикла, определена его структура, раскрыта связь с научными, изобретательскими и инновационными циклами, рассмотрен механизм освоения нововведений, охарактеризован дифференциальный научно-технический доход (технологическая квазирента).

Концепция построения инновационной экономики основывается на вышеназванных теоретических положениях и постулате о том, что основным фактором конкурентоспособности в экономически развитых странах являются инновации, воплощенные в новых научных знаниях, изделиях, технологиях, услугах, оборудовании, квалификации кадров, организации производства.

Структура российской экономики в рамках трансформации и формирования национальной инновационной системы требует существенных изменений на основе достижения сбалансированного развития как экспортно-ориентированных сырьевых отраслей промышленности, так и обрабатывающих, высокотехнологичных производств. Такой подход требует как разработки и реализации грамотной государственной политики в области инноваций, так и эффективной организации инновационной деятельности предприятий реального сектора экономики, как базовых экономических субъектов. Это требует совершенствования методов управления инновационной деятельностью предприятий на платформе инновационного и проектного менеджмента.

В настоящее время инвесторы все более пристальное внимание уделяют инновациям, увеличивающим доходы компаний, ускоряющим рост, являющимся основой для создания конкурентных преимуществ. Роль инноваций в современном социально-экономическом развитии отражена в высказывании Стива Джобса: «Инновации отличают лидера от догоняющего». Активизация инновационной деятельности, превращение ее в ключевой фактор экономического роста предприятия, отрасли, государства определяет необходимость изучения инновационного и проектного менеджмента в единстве с теорией циклического развития экономики, интеграционных форм поддержки инноваций, проектного менеджмента.

На решение этих задач ориентирован учебник. Особенностью учебника является представление инновационного и проектного менеджмента в комплексе с теоретическим обоснованием интеграционных форм обеспечения инноваций – кластеров и технологических платформ, теорией технологических укладов. Учебник учитывает специфику инновационного менеджмента в промышленности и необходимость доведения инноваций до этапа проектирования инновационных проектов и их реализации на основе проектного менеджмента. Инновационная деятельность рассматривается как последовательная совокупность инновационных процессов создания и распространения нововведений, трансфера технологий, коммерциализации результатов научных исследований.

Системный подход к управлению инновациями заключается в комплексном представлении организационного, экономического, финансового, нормативно-правового регулирования процессов создания и распространения инноваций на различных уровнях: на уровне государства в целом, на региональном уровне, на уровне отдельного предприятия, организации, учреждения – при тесной взаимосвязи всех управленческих инструментов и решений. При этом эффективная система управления инновационной деятельности должна строиться на сбалансированном распределении ресурсов между фундаментальными, прикладными исследованиями и опытно-конструкторскими разработками, формирования системы партнерских отношений между предприятиями реального сектора экономики, исследовательскими и образовательными учреждениями, а также создании интегрированных структур в целях наиболее рационального использования инновационной инфраструктуры.

Построение курса «Инновационный и проектный менеджмент» учитывает то, что в процессе разработки и реализации инвестиционных инновационных проектов необходимо сочетать научно-технологический анализ с коммерческим, финансово-экономическим, социальным, чтобы обеспечить комплексность подхода к их осуществлению.

В учебнике представлена практическая составляющая, включающая блоки контрольных вопросов, тематики исследовательских рефератов и кейсы.

Учебник может быть использован студентами, магистрантами и аспирантами, а также в системе дополнительного профессионального образования в области менеджмента.