Источник: Административно-управленческий портал
Полный текст: HTML (открывается в новом окне)
В учебном пособии изложены концептуальные основы и анализ практики стратегического инновационного менеджмента в условиях глобальной конкуренции. Основное внимание уделено роли инноваций в условиях глобализации экономики, управлению знаниями как стратегическим ресурсом фирмы, стратегии и организации НИОКР, учету неопределенностей в процессе НИОКР и при оценке инноваций, стратегической роли подготовки серийного производства на основе инноваций.
Учебное пособие рассчитано на аспирантов, магистрантов всех направлений, в которых существенную роль играет инновационная деятельность, особенно направлений, связанных с использованием наукоемких технологий. Пособие может быть использовано студентами экономических специальностей, изучающими дисциплины «Стратегический менеджмент», «Инновационный менеджмент», а также научными работниками и менеджерами в сфере стратегического инновационного менеджмента.
СОДЕРЖАНИЕ
1. РОЛЬ ИННОВАЦИЙ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
1.1. Истоки стратегического инновационного менеджмента
1.2. Основные характеристики глобализации мировой экономики
1.3. Инновации — движущий фактор глобальной конкуренции
1.4. Инновации и теория фирмы
2. ЗНАНИЕ КАК СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РЕСУРС ФИРМЫ
2.1.Характеристики знания как орудия в конкуренции
2.2.Связь знания — стратегия
2.3.Схема стратегии знания
2.4.Управление знаниями при выполнении НИОКР
2.5. Проблемы внедрения знания в действия фирм
3. ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА
3.1. Место инновационного менеджмента в комплексе дисциплины по теории и практике управления
3.2. Основные задачи изучения инновационного менеджмента
4. МАРКЕТИНГОВЫЙ ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ И ВЫВЕДЕНИЮ НА РЫНОК НОВОГО ТОВАРА
4.1. Роль НИОКР в менеджменте фирмы как субъекта рынка
4.2. Схема процесса разработки и вывода товара на рынок
4.3. Обзор рыночной ситуации и генерация идей
4.4. Фильтрация идей
4.5. Проверка концепции и экономический анализ
4.6. Разработка и испытание нового продукта
4.7. Пробный маркетинг
4.8. Итоговые выводы по главе 4
5. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ МАРКЕТИНГА ИННОВАЦИЙ
5.1. Маркетинговая информация и источники ее получения
5.2. Обзор рынка маркетинговой информации
5.3. Организация маркетинговых исследований
5.4. Основные группы потребителей
5.5. Сегментирование рынка и позиционирование товара на нем
5.6. Выбор целевого рынка
5.7. Маркетинговое исследование инновационных проектов
6. СТРАТЕГИЯ НИОКР
6.1. Стратегия НИОКР и стратегический менеджмент фирмы как субъекта рынка
6.2. Включение менеджмента знаний в стратегический менеджмент инноваций
6.3. Общие подходы к стратегии НИОКР
6.4. Инновационная стратегия корпорации «Дженерал Электрик»
7. ОТБОР И ОЦЕНКА ПРОЕКТОВ НИОКР
7.1. Содержание и процедура оценки и отбора
7.2. Критерии, связанные со стратегией и политикой корпорации
7.3. Маркетинговые критерии
7.4. Научно-технические критерии
7.5. Производственные критерии
7.6. Организация оценки проекта
8. ФИНАНСОВАЯ ОЦЕНКА НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ
8.1. Финансовые критерии оценки проектов
8.2. Финансовый анализ в процессе НИОКР
8.3. Оценка эффективности инвестиций в НИОКР
8.4. Финансовая оптимизация структуры НИОКР
9. ПРОБЛЕМЫ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ ПРИ ПРИНЯТИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ РЕШЕНИЙ И РИСКИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ
9.1. Роль неопределенности в задаче оптимизации управления предпринимательскими проектами
9.2. Роль концепции риска в управлении инновационными проектами
9.3. Практика риск-менеджмента инновационного процесса
9.4. Системы оценок риска проекта с высоким уровнем неопределенности
10. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ НИР
10.1. Виды НИР и их основные этапы
10.2. Информационное обеспечение прикладной НИР
10.3. Методы оценки научно-технической результативности НИР
11. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ ОКР
11.1. Основные задачи и этапы ОКР
11.2. Философия и логика проектирования
11.3. Интегральный технический показатель качества изделия
11.4. Интегральный экономический показатель изделия и его технико-экономическая эффективность
11.5. Управление эффективностью разработки
11.6. Итоговые выводы по главе 11
12. ПРИМЕРЫ МИРОВОЙ ПРАКТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ НИОКР
12.1. Общность практики в больших и малых фирмах
12.2. Опыт организации НИОКР в глобальных японских компаниях
12.2.1. Основные подходы
12.2.2. Управление НИОКР в МЕ
12.2.3. Основные тенденции управления НИОКР в фирме Sony
12.3. Особенности организации и управления виртуальными предприятиями
12.4. Организация процесса разработки технологической стратегии
12.5. Практические организационные структуры сферы НИОКР в России
12.6. Проблема оптимального управления потоком НИОКР
13. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ГЛОБАЛЬНОГО СТРАТЕГИЧЕСКОГО ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА
13.1. Инновационная практика глобальных фирм
13.2. Анализ практики глобального стратегического менеджмента НИОКР
14. СТРАТЕГИЧЕСКАЯ РОЛЬ И СОДЕРЖАНИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПРОИЗВОДСТВА
14.1. Структура жизненного цикла изделия
14.2. Стратегическая роль научно-технической подготовки производства
14.3. Конструкторская подготовка производства на заводе- изготовителе серийной продукции
14.4. Технологическая подготовка производства (ТПП)
14.5. Организационная подготовка производства (ОПП)
14.6. Итоговые выводы по главе 14
15. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РАЗВЕДКА — НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА
15.1. Место информации в НИОКР
15.2. Характер решений в НИОКР и соответствующие информационные базы
15.3. Основные источники и каналы информации
15.4. Организация службы информации фирмы
15.5. Итоговые выводы по разделу
16. ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА НОВШЕСТВ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Таблицы оценки рисков по факторам системы star
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Таблицы оценки факторов успешности НИОКР (по методу подкомитета IRI по управлению портфелем НИОКР
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Упрощенный агрегированный сетевой граф выполнения ОКР «Комплексная навигационная система для морских судов»
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Упрощенный агрегированный сетевой граф подготовки производства на действующем предприятии