Скобелев П.О. Виртуальные миры и интеллектуальные агенты для моделирования деятельности компании.

Источник: Сайт НПК «Генезис знаний»
Полный текст: HTML (открывается в новом окне) В работе предлагается подход к созданию систем согласованного управления компаниями, базирующийся на концепции виртуальных миров и интеллектуальных агентов. Показывается возможность построения мультиагентной среды для моделирования действий и рассуждений менеджеров и специалистов, а также моделирования переговорных процессов между ними при принятии согласованных решений. Приводятся примеры применения подхода при моделировании проблемных ситуаций в деятельности инвестиционных, производственных и торговых компаниях.

Мощное и эффективное развитие компаний в будущем веке потребует разработки радикально новых подходов к управлению, обеспечивающих повышение конкурентоспособности производства, гибкость в планировании, обоснованность в принятии решений и т.п. По общему мнению, компании будущего — это интеллектуальные, гибкие и мобильные организации, чутко реагирующие на непрерывно изменяющиеся потребности рынка.
Один из подходов к построению таких компаний связан с разработкой принципов управления на основе знаний, которые постепенно становятся одним из главных, в одном ряду с капиталом, рычагов власти. В отличие от традиционных подходов к управлению, ориентированных на создание замкнутых систем и использование “жестких” бюрократических схем управления, развиваемый в работе подход ориентирован на создание открытых систем управления, в которых главную роль начинают играть процессы кооперации и самоорганизации. Как известно из классической теории управления, равновесие и устойчивость в таких системах достигаются постоянными динамическими неравновесными процессами, порядок рождается из хаоса.
Для реализации рассматриваемого подхода и практического внедрения ключевых механизмов самоорганизации оказывается необходимым кардинальное изменение принципов индивидуальной и групповой работы сотрудников компании, от высшего руководства — до рядовых специалистов. И прежде всего, меняются принципы принятия решений, следствием чего является изменение характера и резкое повышение интенсивности переговорных процессов. В свою очередь, резко активизируются процессы приобретения, интеграции и использования знаний о рынке продукции, партнерах по кооперации, возможностях самой компании и т.д. Весь менеджмент компании начинает быть построен на знаниях, что позволяет говорить о новом классе “компаний, базирующихся на знаниях”. Все это оказывается не просто ново и непривычно для всех сотрудников компании, но и требует от них творческого подхода, дополнительных интеллектуальных усилий и значительных затрат рабочего времени.
Для решения этой проблемы в работе предлагается создание интеллектуальных систем управления и поддержки групповой согласованной деятельности нового класса, базирующихся на моделях деятельности компании и ее специалистов.