Скобелев П.О. Мультиагентный подход к построению интеллектуальной системы согласованного управления агропредприятиями.

Источник: Сайт НПК «Генезис знаний»
Полный текст: HTML (открывается в новом окне) В настоящей работе в качестве основы для построения интеллектуальной системы согласованного управления предприятиями рассматриваются модели “среды деятельности” предприятий, позволяющие моделировать различные сценарии поведения, мышления и коммуникации субъектов-участников этой деятельности.

Все большее число торговых компаний, занимающихся продажей агропромышленной и сельскохозяйственной продукции, начинает обращаться лицом к отечественному производителю. В ходе сотрудничества производственные и торговые агропредприятия начинают объединять свои ресурсы для достижения общих целей, что позволяет увеличивать объемы производства, снижать издержки, расширять рынки сбыта, повышать конкурентоспособность производимой продукции и т.п.
Все возрастающая сложность решаемых при этом задач предполагает уже на самых первых шагах переход к качественно новым методам управления, призванным обеспечить высокую эффективность деятельности на всех ее этапах: от стратегического планирования – до контроля исполнения. Один из наиболее перспективных таких подходов связан с применением принципов открытого управления /1/ — полярного привычным методам жесткого административно-командного управления. При этом повышение надежности и живучести агропредприятий, их финансовое процветание оказываются напрямую связаны с внедрением элементов самоорганизации, децентрализацией управления, повышением самостоятельности и ответственности всех подразделений, изменением структуры их взаимодействия, углублением процессов специализации и кооперации и т.д.
Однако добиться реализации этих принципов на практике весьма трудно. Дело в том, что эффективность управления в рассматриваемых случаях предполагает высокую степень согласованности действий партнеров и тесное их взаимодействие, требующих полной равноправной “прозрачности” каждой из сторон. Так, всего лишь месячный “провал” инвестора при закупке суперконцентратов может привести к необратимой потере всего промышленного стада птицефабрики, а незапланированное падение объемов реализации яиц или срыв графика возврата инвестиций может обернуться для инвестора многократными убытками от других, более выгодных на сегодняшний день программ.
В условиях жестких требований рынка и при традиционной “закрытости” предприятий, подобные проблемы грозят партнерам потерей взаимного доверия и полным финансовым крахом.