Шапиро С.А. Управление трудовой карьерой как механизм развития персонала организации, 2012

Настоящая монография рассматривает ряд проблем, связанных с выбором деловой карьеры и ее особенностями, условия построения карьеры, психологические аспекты характера работников, позволяющие выбрать соответствующий тип карьеры. В работе также рассматриваются вопросы, связанные с формированием  мотивации к успеху, выявлением факторов, влияющих на управление карьерой, аспекты организационного поведения персоналом, способствующие развитию персонала и повышающие эффективность его трудовой деятельности.

Монография рассчитана на широкий круг специалистов, занимающихся проблемами управления и развития персонала в организациях.

Данные печатного издания:
Шапиро С.А. Управление трудовой карьерой как механизм развития персонала организации: Монография/ С.А.Шапиро — М.: РХТУ им Д.И. Менделеева, 2012 – 195 с.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1. Сущность трудовой карьеры и условия ее формирования
§1.1 Выбор профессии как первый этап управления карьерой
§1.2. Временные факторы управления карьерой
§1.3. Механизм планирования трудовой карьеры
§1.4. Самостоятельное управление карьерным ростом

Глава 2. Психологические свойства личности, способствующие построению успешной трудовой карьеры
§2.1. Особенности темперамента, влияющие на развитие работника
§2.2. Влияние психологического типа личности на выбор трудовой карьеры
§2.3. Межличностные отношения как фактор влияния на эффективность карьеры
§2.4. Мотивация к успеху как необходимое условие планирования карьеры
§2.5. Наличие лидерских качеств – фактор успешной карьеры

Глава 3. Конструктивные отношения с руководством как фактор достижения карьерных целей
§3.1. Мотивация руководителя и стили руководства
§3.2. Сущность конфликта, как постоянного элемента организационного развития
§3.3. Способы преодоления конфликтов с руководством как необходимое условие планирования карьеры
§3.4. Кадровый резерв руководства как фактор развития персонала

Глава 4. Групповое взаимодействие как механизм формирования успешной трудовой карьеры
§4.1. Эффективность групповой карьеры
§4.2. Механизмы участия работников в управлении компанией
§4.3. Влияние корпоративной культуры на успешную трудовую карьеру

Заключение

Введение

Данная монография ставит перед собой ряд проблем, связанных с вопросами управления трудовой карьеры, как со стороны руководства организаций, так и с точки зрения самих работников. Теория и практика управления персоналом выделяют ряд основных факторов, влияющих на трудовую карьеру работников и являющихся залогом успешного профессионального развития персонала.  Перечислим их.

Во-первых, каждый потенциальный работник должен определить для себя технологию построения своей карьеры. Необходимо определиться в целях и задачах, являющихся приоритетными для любого человека и в соответствии с ними выбрать для себя карьеру. Понять, что нужно для ее планирования, какие шаги необходимо пройти, кто может помочь на этом пути, а кто наоборот будет препятствовать, какие побочные проблемы могут встретиться и наметить меры для их преодоления.

Во-вторых, любой человек должен понять свою внутреннюю мотивацию, т.е. знать и понимать свои мотивы и потребности, которые он старается удовлетворить в процессе работы в организации или на индивидуальном поприще, в том числе, что для него важнее потребность власти, успеха или самореализация своих способностей и достоинств через профессиональный рост. Работник также должен понимать какое вознаграждение он может получить от своего руководства, если будет хорошо и качественно выполнять свою работу. Но при этом надо понимать и мотивацию своего начальства, т.е. его цели, стиль управления, психологические особенности, для того, чтобы можно было успешно сотрудничать с ним, в достижении поставленных целей.

В-третьих, надо знать и понимать психологические особенности своего характера и темперамента, потому что во многом, от этого, зависит наше поведение и наша реакция на те, или иные события, кроме того, именно они определяют нашу склонность, а стало быть, успешность к деятельности в том или ином виде труда.

В-четвертых, следует понимать, как возникают организационные конфликты, так как именно они во многом являются причиной крушения или, по крайней мере, замедления успешно начатой карьеры. Следует уяснить, по каким причинам образуются трудовые споры между работником и руководством, какой стиль поведения следует выбирать в конфликтной ситуации и каким путем можно урегулировать конфликт. Здесь требуется не только понимание ситуации, т.е. как поведет себя тот или иной человек в зависимости от обстоятельств, но и знание основ трудового законодательства. Нужно также знать, какие нормативные документы определяют круг должностных обязанностей, чтобы знать, что вы делаете по необходимости, а что выходит за рамки обязанностей и является потенциалом для вознаграждения ваших заслуг.

В-пятых, работник, как правило, работает не один, а в коллективе таких же, как он сам людей, которые объединяются для решения своих задач в группы и коллективы, иногда именуемые неформальными организациями. В таких ситуациях необходимо понимать проблемы группового поведения людей и то, насколько они противоречат личным карьерным интересам каждого конкретного работника. Важно также понимать и принимать принципы корпоративной культуры, принятой в каждой организации, так как, соблюдая их, можно многого достичь.

Таким образом, существует пять основных факторов, от влияния  которых зависит успешная карьера любого работника. Они и связанные с ними проблемы будут последовательно рассмотрены в главах монографии. В книге приводятся ситуации из хозяйственной практики, элементы авторских исследований, проведенных в различных организациях, примеры успешной карьеры знаменитых людей. Все это на наш взгляд поможет как руководителям, так и работникам в процессе управления карьерой, влияющей на развитие персонала и эффективность его труда.

Заключение

Несмотря на то, что построение успешной трудовой карьеры во многом зависит от правильного выбора, планирования и управления и от многих других индивидуальных и групповых факторов, подробно рассмотренных на страницах данной книги, на пути любого человека имеют место разнообразные внешние  факторы, которые могут помочь, а могут и помешать  карьерному росту, причем одновременно они могут помочь одним и в то же время помешать другим. Эти факторы не зависят от нашего желания, их можно назвать случайностями. В большинстве своем они представляют собой внешние факторы, которые конечно нужно стараться учитывать в своей деятельности, но изменить их нельзя, а иногда нельзя и адаптироваться под них.

В каждую историческую эпоху существовали определенные условия, соблюдение которых, позволяло сделать успешную карьеру отдельным представителям общества. Ведь большинство людей планирует свою карьеру исходя из того, что положение вещей, к которому они привыкли, будет существовать всегда, по крайней мере, на их век хватит. В большинстве своем важную роль во все времена играло происхождение. Во времена древнего мира и феодального средневековья во всех известных государствах существовали привилегированные классы общества, имеющие богатство и власть и обездоленные, являющиеся если и не рабами, а свободными людьми, то, во всяком случае, с ограниченными возможностями в продвижении наверх. Так в Древней Индии это были касты кшатриев – воинов, брахманов-жрецов, и шудр-слуг. Такое сословное деление частично сохраняется и сейчас. В Древнем Риме – общество делилось на патрициев и плебеев. В средневековой Европе, включая Россию  – на титулованное дворянство и смердов, холопов, крепостных и т.д. Богатые и знатные люди в силу своего происхождения имели возможность развивать свои способности и проявлять свои таланты на различных поприщах государственной службы – военной, политической, гражданской, научной и т.д. Нередко они сочетали несколько видов деятельности, переходя из одной сферы деятельности в другую. Так большинство великих мыслителей и поэтов (Аристотель, Платон, Вергилий)  и полководцев (Перикл, Цезарь, Помпей,  дошедшие до нашего времени были представителями знати. И хотя, демократические формы правления, существовавшие в определенные периоды в Античной Греции и Римской республике и давали возможность свободным, но бедным людям, право избирать и быть избранным, тем не менее, история не донесла до нас сколько-нибудь значительного количества имен представителей беднейших слоев населения, сделавших головокружительную карьеру. В основном беднейшим слоям населения некогда было мечтать о карьере, главной целью их жизни было прокормить себя и свою семью – т.е. не умереть с голода, а также  обезопасить себя от отъема последнего достояния.

В средневековой Европе при существующем феодальном строе несмотря на жесткое деление общества на представителей феодальной знати, духовенство, горожан и крестьянство, представители низших слоев населения хотя и не могли занять трон, но, тем не менее, с определенного времени (13-14 века) получили возможность делать неплохую карьеру в области городского самоуправления (магистрат, состоявший из представителей цехов – богатого купечества) или в церковной сфере. Это примеры так называемого «социального лифта» История знает примеры людей, которые, будучи по происхождению крестьянами или горожанами становились главой церкви. Таковы, например, римский папа Иоанн XXII, по происхождению французский горожанин из Кагора, правивший католической церковью в 14 веке в течение 22 лет, или русский патриарх Никон, живший в 17 веке, по происхождению бывший крестьянином Нижегородской земли. Разумеется, это были люди исключительных способностей, и дарований, обладавшие большой ученостью, стремившиеся обладать все новыми и новыми знаниями, с помощью которых им удавалось влиять на свое по большей части невежественное окружение. Из безвестных людей же, которым удалось достигнуть вершин светской власти, можно выделить лишь венчавшегося на московское царство в 1605 году Лжедмитрия I, которого называют  самозванцем. К сожалению, пока история не раскрыла нам, кто был этот выдающийся по своим дарованиям человек, обладавший задатками видного политического деятеля, но то, что он смог попасть на российский престол, пусть и на короткий срок, под именем Дмитрия, сына Ивана Грозного, не благодаря своему происхождению, это как раз одна из тех случайностей, которые переворачивают судьбы народов.

В 18 веке – эпохе просвещения, успешной карьерой для представителей низших классов стала научная или просветительская деятельность, опять же благодаря тому, что люди охочие до знаний и обладающие творческими талантами могли влиять на окружавших их богатых и знатных людей. Такими представителями науки и просвещения, получившими возможность общаться с представителями высших классов, вплоть до царствующих особ были, например, Жан-Жак Руссо во Франции и Михаил Васильевич Ломоносов в России.

Надо, правда, отметить, что в первой четверти 18 века в России, в период реформаторской деятельности Петра Великого, многим представителям низших классов, обладавших либо личной храбростью в сражении, либо какими-то другими способностями в ремеслах, искусствах, дипломатии,  удалось достичь весьма высоких вершин в государственной и военной деятельности, благодаря обратившемуся на них взору царя-реформатора, испытывавшего личную ненависть к представителям старомосковской знати, бывшей противниками его преобразований. Несмотря на то, что Петр I был человеком жестоким и сумасбродным, отнюдь не гуманистом, он обладал трезвым рассудком и даром «видеть» людей, способных оказать ему какую-либо помощь в кардинальных преобразованиях России. Среди сподвижников Петра, «птенцов гнезда Петрова», наиболее известными представителями не знатных классов общества были  «светлейший» князь, генералиссимус  А.Д. Меньшиков, по происхождению простолюдин, бывший любимцем императора и помогавший ему во всех его начинаниях.  А также первый русский барон, выдающийся дипломат, канцлер П.П. Шафиров, по происхождению еврей, хотя и крещеный, бывший «сидельцем» в лавке.  Сын музыканта, пасший в детстве свиней, а ставший генерал-прокурором П.И. Ягужинский, а также дворовый человек графа Шереметева, А.А. Курбатов, занявший должность губернатора Архангельской губернии, а также занимавший должность «прибыльщика», изыскивавшего доходы в казну (в наше время эта должность была бы равносильна должности министра по налогам и сборам). Были и другие сподвижники, например личный обер-секретарь Петра I, посадский человек А.В. Макаров, юнга португальского корабля, перешедший на русскую службу и ставший генерал-полицмейстером Петербурга А.М. Дивиер, крестьянин, ставший обер-фискалом – главой сыска по государственным преступлениям А.Нестеров. Это все были люди, непосредственно входящие в окружение царя. Но были и другие, более низкого ранга, но тем не мене сделавшие достаточно успешную карьеру, благодаря воле царя, приказавшего брать на службу толковых людей не по происхождению, а по способностям. Среди них один из первых русских ученых-экономистов, И.Т. Посошков, родом из крестьян, ученый – самородок, в некотором роде предтеча М.В. Ломоносова.

Однако, после смерти Петра I, привлечение незнатных людей к исполнению государственных должностей было прекращено, единственное, что оставалось возможным, это выслужиться из солдат в офицеры за личную храбрость в бою.

В конце 18 века произошла Великая Французская буржуазная революция, перевернувшая ход мировой истории. Революция вообще – это как раз одно из тех социальных явлений, изменить которые невозможно. И именно она представляет массу факторов для крушения успешной карьеры людей, относящихся к старому строю и предоставляет массу возможностей по созданию карьеры, для представителей тех классов, которые получили права благодаря революционному перевороту. Французская революция разрушила карьеры, а также лишила жизни в период революционного террора многих вполне успешных представителей монархического строя, включая  знаменитого химика Антуана Лавуазье (1743-1794). Тем, кому удалось избежать революционного возмездия, пришлось на долгие годы отправиться в эмиграцию и делать карьеру там, временами вполне успешную, как, например, знаменитый градоначальник  Одессы «дюк» герцог де Ришелье (1766-1822), а так же многие другие знатные французы, служившие в русской армии, принимавшие участие в штурме Измаила и других сражениях, например, адмирал де Рибас.

В то же время революция дала дорогу многим представителям «третьего сословия» бывшего до этого хотя и свободными и даже обеспеченными, но не имеющими политической власти людьми – адвокатам Робеспьеру и Дантону, врачу Марату, журналисту Демулену и другим видным революционерам. Хотя выражение «революция пожирает своих детей» не случайно, так как все вышеперечисленные люди (кроме Марата, убитого террористкой Ш. Корде) сами погибли на гильотине от рук других людей. Исключением, пожалуй, может стать только известный дипломат Талейран, который при всех властях смог сделать успешную карьеру, а главное удержаться на высоких ступенях иерархической лестницы. Так при королевской власти до революции – он был  епископом, а затем, провозгласив секуляризацию (отъем) церковного имущества, ставшего национализированным достоянием, сделать карьеру министра иностранных дел и в период революции, и при империи Наполеона Бонапарта, а также в течение некоторого времени после реставрации монархии при короле Людовике XVIII.

А вот безвестный корсиканский лейтенант Наполеон Бонапарт, действительно благодаря революции сделал головокружительную карьеру, став императором Франции и завоевав полмира. Правда, он успел не только сделать карьеру, но и пережить ее крушение, потерпев фиаско, хотя и предпринял еще одну временную успешную попытку вернуть «статус кво», но, в конце концов, все-таки проиграл. И хотя Наполеон был гениальным военачальником, обладавшим многими способностями и достоинствами, именно благодаря революции, он стал тем, кем он смог стать.

Кроме того, что революция дала возможность сделать успешную карьеру многим французам, она повлекла за собой необратимые политические изменения не только во Франции, но и в других странах Европы, открыв в 19 веке дорогу капитализму и возможности представителям незнатных слоев населения делать карьеру в области финансово-промышленной или экономической, а такой успех давал возможность получения  и политической власти, так как она стала выборной, путем избрания представителей в парламент.

В России карьера в экономической и финансовой области для большинства представителей низших слоев населения стала возможна лишь после отмены крепостного права в 1861 году.

Но Россия всегда шла своим особенным путем. И время потрясений для ее граждан не закончилось. Революция подобная Французской, произошла в 1917 году, причем два раза за один год. И если первая – Февральская  буржуазная революция, не носила разрушительного характера, а лишь прекратила монархическую форму правления, сохранив представителям бывшего правящего класса все их достояние, и дав равные с ними возможности представителям финансового и промышленного капитала, то вторая – Октябрьская — народная по своей сути, революция сразу приравняла представителей обоих высших классов, а заодно и большую часть творческой интеллигенции к врагам трудового народа. Была проведена национализация частной собственности, превратившей ее в общенародную, началось истребление — «красный террор» —  многих успешных представителей российского народа, служивших прежней власти и отдававших свои способности на благо России. Также как и в эпоху французской революции многие, кому удалось уцелеть, отправились в эмиграцию, где отдавали свои способности, на благо развития других стран. Таковы:  известная балерина Матильда Кшесинская, внесшая большой вклад в развитие французской балетной школы, лауреат Нобелевской премии, знаменитый писатель Иван Бунин и многие другие выдающиеся деятели отечественной культуры, науки, промышленники.

Однако нет худа без добра, и, думаю, не будет преувеличением, сказать, что большинство современных людей в России,  размышляющих как им сделать успешную карьеру,  являются потомками простых людей, получивших благодаря Октябрьской революции, доступ к бесплатному образованию, получению знаний и возможности реализовать свои способности на благо нашей Родины. Но опять же, как это было в древности,  фактором, способствующим успешной карьере стало социальное происхождение. Но теперь для того, чтобы пробиться в люди, нужно было быть бедняком по происхождению, т.е. крестьянином, рабочим, в худшем случае мещанином, но никак не дворянином, купцом, поповичем.

Таким образом, в советском обществе на долгие годы воцарились определенные правила построения успешной карьеры. Первоочередным фактором было социальное происхождение. Наличие высшего образования не играло большой роли, наоборот, если было надо, чтобы человек занял руководящую должность, но оно у него отсутствовало, то его могли отправить обучаться на заочном факультете института или на курсы повышения квалификации руководящих работников, которые приравнивались к высшему образованию. Непреложным условием построения успешной карьеры являлось членство в КПСС. Но вступить в ряды КПСС было не так-то просто. Посторонних туда не брали. Перед этим надо было пройти все стадии общественного детства и юности. Т.е. быть октябренком, затем пионером, комсомольцем, причем не просто, а активно заниматься комсомольской работой, не иметь  взысканий, получать поощрения. После этого можно было стать кандидатом в члены КПСС и проходя испытательный срок, продолжать быть активным общественником. Приоритет при поступлении в члены КПСС, отдавался не трудовой советской интеллигенции, обремененной высшим образованием, а рабочему классу и трудовому крестьянству, беззаветно преданным делу партии. Для мужчин, важным условием являлась срочная служба в рядах вооруженных сил СССР.

Так, например, чтобы сделать успешную производственную карьеру на железнодорожном транспорте, которому больше десяти лет отдал и автор данной монографии, нужно было отработать не меньше 12 лет на поездной работе, т.е. сначала помощником машиниста, а затем и машинистом подвижного состава. Кстати сказать, такой срок давал и дает до настоящего времени льготный выход на пенсию для мужчин в возрасте 55 лет. За время поездной работы многие работники, занимавшие активную жизненную позицию, вступали в ряды КПСС, получали заочное образование по специальности и после этого, как правило, занимали неплохие должности на уровне заместителя начальника депо по ремонту, по эксплуатации, по безопасности движения и т.п. А далее им открывались дальнейшие перспективы служебного продвижения. Стоит отметить, что данный путь считался для части работников настолько привлекательным, что некоторые студенты дневного отделения Московского института инженеров железнодорожного транспорта, желавшие сделать карьеру подобного рода, после защиты дипломного проекта шли не на инженерные должности, к которым их готовили в течение 5 лет, а в помощники машиниста, хотя для того чтобы занимать такую должность, требуется лишь прохождение 6-месячных курсов. Надо, отдать должное, что некоторым сокурсникам автора, выбравшим для себя такой путь, удалось сделать вполне неплохую карьеру в железнодорожном  ведомстве или на Московском метрополитене.

Очередная, на сей раз, практически бескровная  революция, произошедшая в августе 1991 года, прекратила существование СССР как государства и положила начало новой Российской государственности. На этот раз никаких репрессий по отношению к прежним власть имущим слоям населения не произошло, но жесткие условия, для построения успешной карьеры, принятые в СССР и описанные выше были отменены. Все граждане России получили равные права в получении образования, выбора профессии и построения карьеры, хотя, к сожалению, пока еще, отнюдь не равные возможности в силу расслоения общества на богатых и бедных.

Но именно в условиях рыночной экономики, можно выбирать профессию, которая соответствует интересам и ценностным ориентациям, открывать собственное дело, занимаясь предпринимательской деятельностью, планировать свою трудовую карьеру и управлять ей, так как это заведено во всех цивилизованных странах мира, и по технологиям, описанным в настоящей монографии.

Таким образом, для того чтобы сделать успешную трудовую карьеру, необходимо правильно выбрать профессию, заниматься ее планированием, в том числе самопланированием, постоянно повышать квалификацию, учитывать особенности присущего каждому человеку психологического типа личности, выстраивать межличностные отношения в коллективе, в том числе с руководителями, и не забывать о воздействии факторов внешней среды, которые могут как способствовать карьерному росту, так и разрушить все усилия работника по формированию своей карьеры. Правильно сформированная позиция работника в управлении своей трудовой карьерой повышает мотивацию к труду, удовлетворенность условиями и процессом труда и в итоге способствует более эффективному труду на благо организации и общества.