Арутюнова Д.В. Стратегический менеджмент, 2010

Учебное пособие содержит базовые сведения по стратегическому управлению организацией. Логика изложения материала  соответствует основным этапам стратегического менеджмента и включает  теоретические сведения по таким разделам, как концепция стратегического менеджмента, стратегический выбор, стратегический анализ, формирование стратегии компании разного уровня, реализация стратегии и системы контроля.

Данное пособие является электронной версией учебного пособия:
Арутюнова Д.В. Стратегический менеджмент: Учебное пособие. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2010. – 122 с.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение в стратегический менеджмент

1. Концепция стратегического управления
1.1. Предпосылки к стратегическому управлению
1.2. Особенности стратегического управления
1.3. Содержание стратегического менеджмента организации

2. Стратегия предприятия
2.1. Общее содержание стратегии
2.2. Факторы, определяющие стратегию компании
2.3. Основные организационные уровни разработки стратегии
2.4. Стратегические зоны хозяйствования и стратегические хозяйственные центры
2.5. Стратегическая гибкость
2.6. Синергизм и внутренняя взаимосвязь

3. Стратегический выбор компании
3.1. Факторы, влияющие на стратегический выбор компании
3.2. Элементы стратегического выбора

4. Методы и технологии стратегического анализа

5. Стратегический анализ: макроокружение
5.1. PEST‑анализ
5.2. Отраслевой анализ

6. Стратегический анализ: микроокружение
6.1. Анализ конкурентных сил («Пять сил Портера»)
6.2. Карта стратегической группировки
6.3. Оценка действий соперничающих компаний
6.4. Определение ключевых факторов конкурентного успеха

7. Стратегический анализ: внутренняя среда
7.1. Анализ ресурсов компании
7.2. Анализ ключевых компетенций и конкурентных преимуществ компании
7.3. SNW-анализ

8. Ситуационный анализ компании
8.1. Оценка применяемой стратегии
8.2. Анализ разрыва (gap-анализ)
8.3. Стратегический стоимостный анализ
8.4. SWOT-анализ
8.5. Оценка конкурентной позиции фирмы

9. Формирование стратегии одиночного бизнеса
9.1. Конкурентные стратегии
9.2. Стратегии инвестиций
9.3. Практика конкурентной борьбы в отрасли

10. Стратегии роста и развития компании
10.1. Стратегия концентрированного роста
10.2. Стратегия интеграции
10.3. Стратегии сужения бизнеса: дезинтеграция и аутсорсинг
10.4. Стратегия диверсификации

11. Стратегии диверсифицированной компании
11.1. Формирование стратегии диверсифицированной компании
11.2. Матрица Томпсона и Стрикленда
11.3. SPACE-матрица

12. Анализ и управление портфелем компании
12.1. Критерии выбора портфельной стратегии
12.2. Матрица BCG (БКГ)
12.3. Матрица McKinsey (МакКинси)
12.4. Матрица эволюции СЗХ
12.5. Матрица ADL (Артур Д.Литтл)
12.6. Модель Shell / DPM

13. Стратегии оптимизации портфеля СЗХ
13.1. Стратегии входа на рынок
13.2. Стратегии ухода с рынка

14. Реализация стратегии компании
14.1. Сущность процесса реализации стратегии
14.2. Области проведения стратегических изменений
14.3. Проблемы проведения стратегических изменений
14.4. Стратегия и организационная структура
14.5. Стратегия и корпоративная культура

15. Стратегический контроль
15.1. Роль контроля в процессе реализации стратегии
15.2. Выбор системы стратегического контроля

Заключение

Контрольные вопросы и задания

Библиографический список

1. Ансофф И. Стратегический менеджмент. Классическое издание. – СПб.: Питер, 2009. – 344 с.
2. Блажевич А.А. Стратегический менеджмент: Учеб. пособие. – Уфа.: УГНТУ, 2005. – 102 с.
3. Виханский О.С. Стратегическое управление: учебник для вузов. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2003. – 292 с.
4. Герчикова И.Н. Менеджмент. – М.: ЮНИТИ, 2009. – 480 с.
5. Гольдштейн Г.Я. Стратегический менеджмент: Учебное пособие, 2-е изд., доп. – Таганрог: ТРТУ, 2003. – 94 с.
6. Горемыкин В.А., Богомолов А.Ю. Бизнес-план: методика разработки. – М.: Ось-89, 2002. – 27 с.
7. Гусаков В. Стратегическое управление: искусство завоевания [Электрон.ресурс]: – Режим доступа: http://www.bizstrategy.ru
8. Ефремов В.С. Классические модели стратегического анализа и планирования: модель ADL/LC // Корпоративный менеджмент [Электрон. ресурс] – Режим доступа: http://www.cfin.ru
9. Ефремов В.С. Классические модели стратегического анализа и планирования: модель Shell/DPM // Корпоративный менеджмент [Электрон. ресурс] – Режим доступа: http://www.cfin.ru
10. Зуб А.Т. Стратегический менеджмент: теория и практика: Учеб. пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 415 с.
11. Керцнер Г. Стратегическое планирование для управления проектами с использованием модели зрелости: Пер. с англ. – М.: Компания Ай-Ти, 2003. – 320 с.
12. Люкманов В.Б. Стратегический менеджмент: Учеб. пособие. – М.: МИТХТ, 2003. – 100 с.
13. Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий. –СПб.: Питер, 2002. – 336 с.
14. Петухов Д.В. Стратегический менеджмент [Электрон. ресурс] – 2006. – Режим доступа: http//www.e-college.ru
15.  Поделинская И.А., Бякин М.В. Стратегическое планирование: Учеб. пособие. – Улан-Удэ.: ВСГТУ, 2005. – 55 с.
16.  Разработка стратегии развития: Учеб.пособие / Под ред. Бурмистрова А.Н., Синявиной М.П. – СПб.: Решение, 2004. – 68 с.
17.  Родионова Н.В, Федоркова В.Н., Чекменев А.Н. Стратегический менеджмент: Конспект лекций. – Воронеж.: ВГТУ, 2000. – 80 с.
18. Руденко А. Клиентская лояльность: три модели поведения // Актуальные аспекты управления [Электрон. ресурс]  – 20.06.2002. – Режим доступа: http://www.e-xecutive.ru
19. Сизонс М. Управление стратегическим планированием [Электрон. ресурс] – 2008. – Режим доступа: http//www.citystrategy.ru
20.  Стратегическое управление [Электрон. ресурс]: Аналитика. –  Консультационная компания «Ключевые решения». – Режим доступа: www.krconsult.org
21.  Томпсон А.А,, Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа. – 12-е изд.; Пер. с англ. — М.: Вильямс, 2007. – 928 с.
22.  Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент. – 9 изд., испр., доп. – М.: Дело, 2008. – 448 с.
23.  Хасси Д. Менеджмент. Стратегия и планирование: руководство менеджера: Электронная книга. – М.: Равновесие, 2004.