Кулешов В.К. и др. Теория управления качеством и сертификация, 2003

Настоящее учебное пособие «Теория управления качеством и сертификация» содержит материалы для переподготовки руководителей службы качества, руководителей службы подготовки персонала и руководителей отделов кадров по системе управления качеством и сертификации продукции, услуг и аккредитации производства.

Материалы пособия будет также полезны при подготовке студентов по направлению 221400 «Управление качеством» специальность 221400 «Управление качеством».

Библиографическая ссылка:
Кулешов В.К., Филатов И.С. Теория управления качеством и сертификация: Учебное пособие. – Томск: Томский политехнический университет, 2003.

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Качество
1.1. Философия качества
1.2. Историческая справка
1.2.1. Философия качества по Аристотелю
1.2.2. Качество по Гегелю
1.2.3. Система Тейлора
1.2.4. Начало статистических методов контроля
1.2.5. Фаза постоянного повышения качества
1.2.6. Концепция тотального (всеобщего) управления качеством
1.2.7. Ноль дефектов по Кросби
1.2.8. Фаза планирования качества
1.2.9. Тотальный менеджмент качества (TQM)
1.2.10. 14 принципов Деминга
1.2.11. Цепная реакция Деминга. Цикл Деминга
1.2.12. Треугольник Джойнера
1.2.13. Международные и европейские стандарты в области качества
1.2.14. Пять периодов развития систем управления качеством
1.2.15. Работы русских ученых по философии качества
1.3. Российские системы качества
1.3.1. Этапы в развитии систем качества в России
1.3.2. Саратовская система бездефектного изготовления продукции – БИП
1.3.3. Система КАНАРСПИ
1.3.4. Система НОТПУ
1.3.5. Система НОРМ
1.3.6. Система КС УКП

2. Основные понятия, термины и определения в области качества
2.1. Нормативные документы
2.2. Общие термины
2.3. Термины, относящихся к качеству
2.4. Термины, относящиеся к менеджменту
2.5. Термины, относящиеся к организации
2.6. Термины, относящиеся к процессам и продукции
2.7. Термины, относящиеся к характеристикам
2.8. Термины по оценке качества продукции
2.9. Термины по испытаниям стандартизации и документации
2.10. Термины по сертификации и аккредитации
2.11. Термины, относящиеся к соответствию
2.12. Термины, относящиеся к аудиту

3. Качество продукции
3.1. Понятие качество продукции
3.2. Петля качества продукции

4. Контроль качества продукции
4.1. Требования к нормативным документам
4.2. Методы определения показателей качества продукции
4.3. Виды контрольных испытаний
4.4. Контроль на промышленных предприятиях
4.5. Техническое и метрологическое обеспечение испытаний
4.6. Проведение испытаний
4.7. Испытание и контроль качества материалов

5. Квалиметрия
5.1. Понятие квалиметрия
5.2. Методы, используемые в квалиметрии
5.3. Основные положения квалиметрии
5.4. Проблемы качества продукции (ПКП)

6. Сертификация продукции
6.1. Понятие сертификации продукции
6.2. Историческая справка по сертификации продукции
6.3. Основные нормативные документы по системам качества и сертификации продукции
6.4. Системы сертификации
6.4.1. Российская система сертификации
6.4.2. Европейская система сертификации
6.5. Порядок проведения сертификации
6.6. Процедура сертификации продукции
6.7. Сертификация систем обеспечения качества
6.8. Требования к органу по сертификации и порядок его аккредитации
6.9. Испытательная лаборатория и ее аккредитация

7. Система российской аккредитации

8. Аудит качества
8.1. Цель аудита
8.2. Виды аудита
8.3. Процедура проведения аудита

9. Системы качества и управление системой
9.1. Нормативные документы по системе качества
9.2. Элементы систем качества
9.3. Принципы менеджмента качества
9.3.1. Ориентация организации на потребителя
9.3.2. Лидерство руководителя
9.3.3. Вовлечение работников
9.3.4. Процессный подход
9.3.5. Системный подход к управлению
9.3.6. Постоянное улучшение
9.3.7. Подход к принятию решений, основанных на фактах
9.3.8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками
9.4. Этапы системы менеджмента качества
9.5. Ответственность руководства
9.6. Менеджмент ресурсов
9.7. Процессы жизненного цикла продукции
9.8. Измерение, анализ и улучшение
9.9. Концепция TQM
9.10. Организация работ по внедрению ИСО серии 9000

10. Затраты на качество

11. Статистические методы контроля качества
11.1. Общие положение
11.2. Контрольный листок
11.3. Диаграммы Парето
11.4. Диаграмма Исикавы
11.5. Гистограмма
11.6. Диаграмма рассеяния
11.7. Контрольные карты
11.8. Расслоение

Введение

В развитых странах проблема повышения качества продукции и услуг имеет важное значение. Особую важность эта проблема приобретает в обеспечение конкурентной способности продукции и услуг в условиях свободного рынка.

Современная комплексная система управления качеством в соответствии с международными стандартами серии ИСО 9000, ИСО 10000 и ИСО 14000 должна представлять собой хорошо отлаженную программу, направленную на внедрение комплекса мероприятий, обеспечивающих высокое качество продукции (услуг), полностью отвечающее требованием потребителя. Система требует точного, безусловного выполнения всех мероприятий, беспристрастной постоянной оценки их эффективности. Только в этом случае можно достичь снижения затрат на качество и получения достаточной прибыли.

Системное управление качеством позволяет установить прямую связь между технологией обеспечения качества и требованиями, предъявляемыми к качеству продукции (услуг). Технология обеспечения качества включает методы планирования и контроля, связанные с техническим и технологическим обеспечением при исследовании в области качества, пересмотре конструкции изделия или технологии изготовления продукции, проведении анализа технологического процесса, оптимизации процесса контроля, обучении работников вопросам качества и т.д. При этом должны быть четко сформулированы процедуры всех действий и органов управления.

Многоплановое управление качеством взаимоувязывает влияние широкого круга различных факторов: людских, материальных, технологических, производственных, финансовых и информационных.

На наших предприятиях создание систем качества носило случайный характер даже там, где действовала комплексная система управления качеством (КСУКП). Контроль качества проводился не должным образом, информация о качестве и ее обработка не всегда носили законченный характер, принципы планирования и управления всей системой качества не разрабатывались, расходы на качество не контролировались непосредственно руководством. Все это порождало бессистемность в управлении качеством.

Развитие рыночной экономики и вступление России в Европейское сообщество потребовало создания систем качества на предприятиях. Поэтому не случайно в последние годы возникла необходимость в обучении технических специалистов вопросам качества. Это потребовало введение в программы обучения в вузах специальных дисциплин по качеству и сертификации продукции, теории управления качеством.

В настоящем курсе: «Теория управления качеством и сертификация» рассмотрены общие аспекты философии качества, качества жизни, качества продукции (услуг), сертификации продукции, теоретические и практические вопросы управления качеством.

Этот курс рассчитан на студентов технических вузов, специализирующихся в области физических методов и приборов контроля качества продукции, метрологии, стандартизации и сертификации продукции и услуг.

Список литературы

1. Огвоздин В.Ю. Управление качеством М.: Дело и Сервис 1999, Учебное пособие, 160 с.

2. Швандар В.А.,  Панов В.П.,  Купрянов Г.М. и др. Стандартизация и управление качеством продукции. М.: ЮНИТИ –ДАНА 1999, 487 с.

3. Герчикова И.Н. Менеджмент М.: Банки и биржа. ЮНИТИ, 1997, Учебник, 501 с.

4. Глудкин О.П., Горбунов Н.М.,  Гуров А.И.,  Зорин Ю.В. Всеобщее управление качеством. Учебник для вузов. М.: Радио и связь 1999, 600 с.

5.  Гличев А.В. Основы управления качеством продукции. М.: АМН, 1998, 336 с.

6. Окрепилов В.В. Управление качеством. Учебник для вузов. М.: Экономика, 1999, 639 с.

7. Крылова Г.Д.  Основы стандартизации, сертификации, метрология. М.: ЮНИТИ, 1999, 771 с.

8. Круглов М.Г.,  Сергеев С.К., Такташов В.А. и др. Менеджмент систем качества. М.: изд. Стандартов 1997, 368 с.

9. Свиткин М.З., Мацута В.Д., Рахлин К.М. Менеджмент качества и обеспечение качества продукции. 1999, 403 с.

10. Управление качеством. Учебник/ Под ред. С.Д. Ильенковой М.: Банки и биржи изд. ЮНИТИ, 1999, 199 с.